+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2023 16:28:33
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Металлургам приходится лавировать между санкционной Сциллой и государственной Харибдой

В настоящее время доля российской металлургии в структуре мирового ВВП – около 2%. В мире производится сегодня около 2 млрд т стали. Безусловным лидером по объемам и производства, и по росту этих объемов выступает Китай – около 53% производства. В России находится около 7% мировой торговли стали, страна занимает 5-е место.
Металлургам приходится лавировать между санкционной Сциллой и государственной Харибдой
Доля экспорта стали в российском производстве составляет 44%, цветной металлургии – около 70%. При этом Китай использует металлургическое производство в первую очередь для собственных нужд. Во время пандемии производство стали в Китае выросло на 4% за счет активного государственного регулирования вложений в этот сектор и развития инфраструктуры. Другими словами, если мы говорим о каких-то внешних факторах, которые в условиях глобализации и развития новых производств развиваются внутри стран, наши конкурентные преимущества сильно сжимаются.

В 2022 году были введены санкции, Европа отказалась от потребления российской металлургической продукции, были введены заградительные пошлины на российские металлы на американском рынке, ограничено фрахтование судов на фоне проблем со страхованием и укрепления рубля со второй половины года. В итоге в 2022 году сокращение внутренний рынок черной металлургии сократился почти на 15%. А прибыль металлургических предприятий за счет введения фискальных мер сократилась на 25–30%.

Что касается логистики, здесь изменились рынка сбыта, по некоторым позициям произошел двукратный рост транспортного плеча и как следствие – в условиях ограничения скорости доставки выросло время использования подвижного состава и операционная составляющая. По расчетам «Северстали», транспортные затраты по некоторым позициям выросли до 40% от стоимости стали. Это совершенно неприемлемая величина.

Металлургам приходится лавировать между санкционной Сциллой и государственной Харибдой. На железной дороге были введены правила недискриминационного доступа, и металлурги оказались в последней очереди на перевозку, что само по себе абсурдно. Еще до пандемии и санкций активно развивалась ориентация рынков металлургии на конечного потребителя. Активно использовались контейнерные перевозки. Но сейчас ситуация изменилась и приходится использовать больше универсальный подвижной состав. Но он тоже находится последним в списке в Правилах недискриминационного доступа. Опять металлурги между двух огней.

Для сравнения: доходная ставка РЖД по металлургии в 2022 году в 3,4 раза выше, чем по углю, даже с учетом отмены всех понижающих коэффициентов. Если относительно 2020 года, то среднесетевая ставка выросла на 22%, а по металлургической продукции доходная ставка в пользу РЖД выросла на 23%.

Какие выводы можно сделать из всего перечисленного? Необходимо переставать создавать рынку совершенно неправильные сигналы эффективности того или иного бизнеса через госсубсидирование, особенно это касается тарифного субсидирования. Так, угольные перевозки растут, а тот, кто субсидирует, не может проехать и должен снижать объемы своего производства. На мой взгляд, это убивает экономику страны.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions