Я вынужден чуть уйти в сторону, но это очень важно: ранее действовала методика Минэнерго по распределению доступа к перевозке грузов железнодорожным транспортом в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры. И были установленные распоряжением президента РФ годовые объемы вывоза угля из Кузбасса с перспективой на 2023 и 2024 год.
Сейчас есть методика, но нет установленных объемов. В этом коренное отличие ситуации! По сути, мы делим неустановленный объем. Движение на восток транзитных грузов увеличилось, доля угля в этом потоке уменьшилась. Сейчас до конца года определен объем вывоза угля из Кузбасса на уровне соответствующих объемов 2021 года. А что будет в 2023 году? На что ориентироваться угольным компаниям? Как планировать бюджет? На эти вопросы, к сожалению, ответа нет.
Считаю необходимым обозначить еще один момент: правительство Кузбасса под патронажем Минэкономразвития заключило соглашение с некоторыми угольными предприятиями о направлении части доходов, полученных от дополнительной перевозки угля на Восток, на развитие неугольных направлений бизнеса в Кузбассе. Под эти проекты были выделены квоты в размере 5 млн т в 2022 году, 10 млн т в 2023 году и 15 млн т в 2024 году. Компании запустили реализацию проектов, началось финансирование и даже предоставлялась отчетность. А потом угольщикам сообщили, что «расчетные объемы вам предоставить не сможем в связи с отменой Правил недискриминационного доступа...». А ведь стороной договора было государство.
Продление правил воспринимается большинством компаний позитивно, и это точно не приведет к сокращению объемов предъявления груза. Но возвращаюсь к посылу выше: важно понимать, какой объем перевозок мы будем делить в предстоящие периоды.