Надо признать, что в цепочке перевозок зерна, завязанной на черный нал, автоперевозчики напрямую принимали участие вместе с производителями, трейдерами и элеваторами. Там является нормой перегруз, взятка, зерно без документов. Конфликт начался после того, как ФНС обратила пристальное внимание на производителей зерна. Часть производителей зерна начала предпринимать усилия по выходу из серой зоны. Если раньше можно было проехать и отдавать по 500 руб. на посту ГАИ или весового контроля, то теперь такие возможности снижаются. Стоят автоматические весы, за зерно без документов можно попасть на штрафстоянку или получить штраф в 500 тыс. руб.
Если раньше в среднем 1 т-км стоил 1,2–1,3 руб., то в последнее время цена упала до 0,6–0,8 руб. Я говорю о той сумме, которая в итоге остается на руках в владельцев зерновозов. И беда для автовладельцев в том, что эта сумма меньше стоимости самой перевозки. Ресурс автоперевозчиков не бесконечный. По сути, тут конфликт двух хозяйствующих субьектов: производители зерна и перевозчиков. Думаю, это первая ступень конфликта. Можно назвать ее забастовкой. Следующий этап – это переговорный процесс и поиск компромисса между производителями и перевозчиками. Если не будет переговорного процесса, то мелкие перевозчики разорятся, а на рынок придут крупные перевозчики.