В то же время правительство КНР в этом году намерено увеличить общее количество экспортных контейнерных поездов с продукцией местного производства, что компенсирует возможные последствия от снижения субсидий. Поэтому, по нашим прогнозам, эти изменения не окажут существенного влияния на основной массив поездов, следующих в Европу из промышленно развитых городов КНР. Оптимизация субсидий скажется, прежде всего, на типах доставляемых грузов. Превалировать на железной дороге будут в основном товары с высокой добавленной стоимостью, для которых срок доставки является одним из основных условий при перевозке, а доля транспортных расходов в их себестоимости несущественна.
Чтобы войти в перспективный сегмент железнодорожного агроэкспорта и занять в нем лидирующие позиции, осенью 2019 года «РЖД Логистика» совместно со своим стратегическим партнером АО «Российский экспортный центр» запустили специализированный сервис «Агроэкспресс» по перевозке отечественных продуктов питания в Китай в ускоренных контейнерных поездах, который позволяет сократить сроки доставки российского продовольствия по сравнению с морским путем: среднее время доставки составляет 2 недели, в то время как при перевозке морем – порядка 60 дней.
В рамках этого сервиса «РЖД Логистика» уже перевозит в Китай мукомольную продукцию, крупы и соевые бобы. Такие грузы не требуют каких-то особенных условий при перевозке. Поэтому мы можем использовать стандартные 40- и 20-футовые контейнеры. Но в последнее время китайские покупатели стали проявлять повышенный интерес к мясу и птице российского производства. Из-за ограничений со стороны самих китайских властей замороженная мясная продукция еще ни разу не доставлялась в Поднебесную по железной дороге. Однако на настоящий момент Главное таможенное управление КНР сертифицировало первые города, которые могут принимать и обрабатывать подобные грузы. Благодаря этому решению рефрижераторные контейнеры не задержатся на границе, а все ветеринарно-санитарные процедуры будут проводиться на станциях назначения.