В отчете IRU о нехватке водителей грузовиков в мире за 2024 год говорится, что в 36 изученных странах остаются незаполненными 3,6 млн вакансий, что составляет 70% мирового ВВП.
При этом в отчете утверждается, что нехватка водителей грузовиков является долгосрочной структурной проблемой, которая сохраняется во всех регионах мира. Из 5100 автотранспортных компаний, опрошенных в 2024 году, до 70% респондентов ответили, что сталкиваются с серьезными или очень серьезными трудностями при найме водителей.
Молодые водители в возрасте до 25 лет составляют не более 6,5% от общей численности водителей. В некоторых странах этот показатель критически низок – например, в Италии и Германии (2,2% и 2,6% соответственно). Польша и Испания – не намного лучше (по 3% в каждой из стран).
Тревогу вызывает, что доля молодых водителей грузовиков год от года снижается. В 2204 году она снова убавилась – на 5,8% по сравнению с 2023 годом. А вот доля водителей грузовиков старше 55 лет увеличилась до 31,6%, что на 1,6% больше, чем в 2023-м. Есть страны, где каждый второй дальнобойщик – пожилой.
В течение следующих пяти лет 3,4 млн водителей грузовиков в исследуемых странах выйдут на пенсию.
Кризис нехватки водителей грузовиков продолжает усугубляться, и, что вызывает наибольшую тревогу, пропасть между молодыми и пожилыми водителями постоянно увеличивается. Без согласованных и постоянных действий эта демографическая бомба замедленного действия взорвется, серьезно повлияв на экономический рост и конкурентоспособность во всем мире.
Нет ни одного волшебного средства для выхода из кризиса, но этот отчет указывает на ключевые решения, позволяющие начать сокращать увеличивающуюся разницу в возрасте и относиться к водителям с большим уважением и достоинством.
Вопрос заключается в улучшении условий доступа к профессии водителя и ее привлекательности, особенно для молодежи. Поэтому правительствам необходимо лучше интегрировать возможности карьерного роста профессиональных водителей в образовательные системы, устранить нереалистичные возрастные пороги для обучения и квалификации, а также больше инвестировать в развитие придорожной инфраструктуры – в безопасные и хорошо оборудованные парковки и зоны отдыха.