Понимая все это, ОАО «РЖД» уже не один год постепенно реконструирует так называемый Мологский ход, линию Москва – Савелово – Сонково – Кириши – Мга, которая идет параллельно основной линии Москва – Петербург. Исходя из этого, легко предположить, что о дальнейшем развитии именно этой линии и идет на самом деле речь как о «выделенной грузовой ветке», так как никаких иных подобных проектов не разрабатывалось. И когда это становится понятным, то получается, что проект ВСМ сейчас предлагается заменить не на какой-то новый проект, а на то, что уже и сейчас реализуется.
Кроме того, развитие грузовых перевозок – это только сопутствующая цель строительства ВСМ, а отнюдь не первичная. ВСМ строят не во имя грузов, а для создания максимально быстрой и комфортной связи между крупнейшими городами, коими в России являются Москва и Петербург. Ее строят ради развития территорий, роста экономики, привлечения потоков туристов. То есть ВСМ способна генерировать кумулятивный экономический эффект. Да, кроме этого, ее строительство действительно позволит вернуть грузовые поезда на линию Москва – Санкт-Петербург, которые убрали оттуда в связи с запуском «Сапсанов». Но также ВСМ позволит более активно использовать существующую линию и для развития пригородного сообщения в пределах агломераций, а также для обычных нескоростных поездов дальнего следования, которые также нужны и могут стать удобнее.
Так что отмена такого проекта сейчас, да еще и под такими предлогами, будет выглядеть исключительно непродуманно. Сегодня проект уже находится на довольно детальной стадии проработки, им занимаются давно, готовится документация.
Сдвиг на какое-то количество лет также не несет ничего хорошего транспортной системе. Хотя тут изначально было понятно, что озвученные сроки были слишком амбициозными, и какие-то смещения будут. Главное, чтобы они не были глобальными.