Крупным ППЖТ, филиалы которых расположены в разных субъектах, очень сложно перестраиваться под разные требования методик, что существенно усложняет работу экономистов ППЖТ, ведет к увеличению штатов и дополнительным расходам.
В методиках применяются абсолютно разные подходы к определению списка учитываемых расходов предприятия, уровню рентабельности и т. д. Иногда субъекты настолько въедливо подходят к вопросу, что заставляют предприятия вагонами предоставлять документацию, обосновывать каждый потраченный рубль Порой это занимает до 12 месяцев.
Также отсутствуют критерии, по которым субъект может определить, регулировать ли тарифы на те или иные транспортные услуги в той или иной ситуации. Часто случаются моменты, при которых тарифы ППЖТ начинают регулировать после обращения одного из обслуживаемых предприятий. Хотя десятки лет до этого компания не регулировалась.
Также не установлен точный перечень услуг, которые необходимо регулировать – здесь подход также разный. Эти проблемы можно перечислять долго. Большинство наших предприятий сходятся во мнении, что дерегулирование тарифов на услуги ППЖТ – единственный правильный путь.
В 2017 году мы провели опрос среди членов СРО, который показал, что дерегулирование предпочтительнее, но это мнение не доминирующее. Те организации, тарифы которых не регулируются, а таких около 40%, не испытывают сложности в переговорах с грузовладельцами, не хотят возвращаться к регулированию. Большая масса предприятий даже при установлении верхней границы предельно допустимого тарифа все равно не использует его и договаривается с предприятиями о размере тарифа.
Противники дерегулирования тарифов на транспортные услуги ППЖТ тоже приводят достаточно весомые аргументы. И один из них заключается в том, что при дерегулировании придется договариваться с каждым клиентом. И если таких клиентов более сотни и все несговорчивые, это, конечно, может создать серьезные сложности для работы ППЖТ. Слабо верится, что ППЖТ сможет договориться с крупными влиятельными компаниями. К сожалению, рычаги давления на эти компании тоже отсутствуют, так как прекратить обслуживание предприятий полностью не позволит ст. 10 федерального закона о защите конкуренции и, конечно же, силовые структуры, которые укажут на доминирующее положение на рынке оказания услуг. Такая практика у нас тоже имеется.
Но в одном наше мнение единогласно, это создание единой методики расчета тарифов, установление нижнего предела рентабельности и инвестиционная составляющая. И СРО активно в этом направлении движется.
Перед нами сегодня стоят серьезные вызовы: остро стоит вопрос модернизации инфраструктуры ППЖТ, не менее остро – вопрос обновления парка тягового подвижного состава. И, к сожалению, без решения вопроса тарифного регулировании в комплексе с другими вопросами эти вызовы просто уничтожат ППЖТ.