Поэтому первый мой вывод: модель рынка такая, какая есть, не изменится. Далее хотелось бы отметить, при определении целевой выручки РЖД регулятор руководствуется изменениями четырех параметров. Первый – операционные затраты, второй – капитальные затраты и амортизация, третий – возвратный капитал и четвертый – прочие затраты.
Итак, что касается операционных затрат. Если открыть ДПР и посмотреть, то до 2025 года закладывается снижение удельных операционных затрат на 15–20%. Я очень удивлюсь, если эта цель будет достигнута.
Далее – капитальные затраты. Хочу напомнить, что объем, оговоренный инвестиционной программой, – суть компромиссов, переговоров и т. д., утверждаемых на уровне правительства РФ, в ходе этих переговоров и РЖД, и грузоотправители обмениваются десятки раз мнениями, договариваются, какие капитальные инвестиции нужны в оговоренный круг проектов. Вроде бы тоже получается константа, которую все обсудили и решили, что она есть.
Возвратный капитал – хитрая величина. Потому что с одной стороны, если открыть постановление правительства РФ № 643, в нем четко написано, что это экономически обоснованный уровень тарифов с учетом возврата на вложенный капитал. То есть, с одной стороны, у нас вроде бы нормативная база говорит о том, что тарифы должны устанавливаться с учетом возврата на вложенный капитал. Но капитал-то государственный, и возвратом на вложенный капитал с точки зрения государства можно считать не только и не столько отложение в конкретное акционерное общество, но и сравнивая весь суммарный эффект от развития экономики, включая налоги с субъектов экономической деятельности с людей и учитывая более широкий круг факторов, которые влияют на привлекательность того или иного проекта для государства в целом.
Хотел бы отметить, что при том количестве искажений, изменений, дополнительных коэффициентов, которые заложены за время действие Прейскуранта № 10-01 уже внутри, дальнейшая попытка настройки этого прейскуранта требует высочайшего уровня квалификации и профессионализма регулятора. Потому что в условиях диспаритета данных принимать тарифные решения на основе такого сложного механизма, который еще и много раз подвергался точечным изменениям, это очень и очень тяжело.
Исходя из всего вышесказанного, я вижу только два пути развития тарифной системы в будущем. Путь первый – оставить все как есть. Не трогать и сохранить принцип инфляции минус или плюс. Потому что все, что волнует грузоотправителей – это не только как устроен тариф и что там внутри. Его интересуют рубли за 1 т в конкретную точку.
Второй путь гораздо более сложный, но гораздо более опасный: попытаться создать новый прейскурант, который должен исключить или минимизировать все заложенные сегодня элементы кроссубсидирования. Сегодня в прейскуранте есть и межтерриториальные различия, и различия между грузами, и между видами тяги. Если уже и делать новый прейскурант, тогда нужно попытаться понять, нужно все учесть таким образом, чтобы никого не уронить.