В целом если говорить по всем предприятиям вагоностроительной отрасли, то производство сократилось до 40% от докризисной ситуации. Но этот кризис не связан напрямую с вирусом. Это общий кризис отрасли, связанный с тем, что мы нагнали по нашей спирали развития 90-е годы, когда практически не производили грузовые вагоны.
Хочу обратить внимание на то развитие грузовых вагонов, которое сейчас происходит с точки зрения увеличения их грузоподъемности. Портовая инфраструктура создает определенные ограничения по увеличению грузоподъемности, по улучшению характеристик тех грузовых вагонов, которые мы проектируем.
С 2013 года у нас начали выпускаться вагоны с нагрузкой 25 тс на ось. Их грузоподъемность – в пределах 80 т. Однако сейчас для дальнейшего увеличения грузоподъемности мы смотрим на вагоны сочлененного типа с той же самой нагрузкой 25 тс на ось, но это уже 150 т брутто и грузоподъемность более 110 т.
Следующий этап развития – вагоны сочлененного типа со сменными кузовами. Типовой вагон имеет грузоподъемность менее 70 т. Сейчас современная промышленность выпускает вагоны грузоподъемностью 82–83 т – полувагоны. Но в современных проектируемых портах зачастую вагоноопрокидыватели не ориентированы на вагоны новых типов.
Требуется синхронизация работ по созданию инфраструктуры погрузки-выгрузки и выпуску вагонов с улучшенными характеристиками, которые мы сейчас можем предложить. Одна из технологий, над которой мы сейчас работаем, – грузовые вагоны со сменными кузовами. Если контейнер – это интермодальное средство перевозки, выполненное в том числе по нормативам морского транспорта, то здесь речь идет о спроектированных по железнодорожным нормативам кузовам, которые могут обеспечить увеличенную грузоподъемность. Например, при установке трех кузовов на платформу сочлененного типа с углем мы можем получить грузоподъемность 112 т на одном вагоне. Это лучше грузоподъемности обычного 4-осного вагона, которая не превышает 80 т.
В настоящее время мы совместно с РЖД прорабатываем вопросы учета и эксплуатации таких кузовов. Но опять-таки с точки зрения взаимодействия с портовой инфраструктурой этот проект пока видим недостаточно проработанным.