В 2008 году во время кризиса все развернулись и поехали на восток. И мы тогда столкнулись с тем, что убитый БАМ и Транссиб нужно было срочно поднимать и ставить его в строй. До сих пор ставим. Сейчас произошел второй восточный разворот, но мы с первым не разобрались еще. И неизвестно, когда закончим разбираться.
Но кто должен вкладываться в инфраструктуру? У РЖД нет инвестиционной составляющей. Все жалуются, что РЖД плохо везут и не развивают инфраструктуру. Да, на сети есть проблемы, и все их хорошо знают. Но пандемия была во всей стране, и локомотивные бригады не исключение. Но сегодня у нас нет возможности держать резервную локомотивную бригаду.
Есть предложение о том, чтобы закупать локомотивы через частную схему, как было с вагонами. Но сегодня все производимые локомотивы рынком востребованы. Что-то забирают РЖД, что-то – частники. И от того, что у нас поменяется источник финансирования с РЖД на частную компанию, разве что-то изменится в ближайшее время?
Мы говорим, что тарифы выросли у РЖД на 20% за порожний пробег, но ставка операторов выросла в 3,5 раза. Получается, что операторы могут себе позволить такой рост, и это считается рынком. А попытку РЖД поднять тариф на расходы все называют неправильной. У РЖД такая же точка потребления. И, соответственно, ожидать, что они будут работать в убыток, скорее всего, странно. Эта мощнейшая инфраструктура обеспечивает всю Россию на фоне повышения ключевой ставки. У РЖД автоматически возникают дополнительные расходы, связанные с обслуживанием своих кредитов. Да, они могут не привлекать кредиты, но тогда даже на выполнение текущих технологических задач денег не хватит.
Нам уже давно Прейскуранта № 10-01 в чистом виде не хватает на покрытие текущих расходов РЖД. Потому что параметрическая модель, которая лежала в его основе в 2003 году и которая лежит сейчас, – это разные модели.