Более того, даже если для них зафиксирован уровень, выше которого цены поднимать нельзя, они все равно имеют возможности для навязывания потребителям своих условий. Они могут отказываться заключать с ними контракты на отгрузку колес или прописывать в них чрезвычайно долгие сроки их изготовления.
И куда тогда перевозчикам деваться, если в России существует только два предприятия, выпускающие колеса для вагонов, – Выксунский металлургический завод, входящий в состав Объединенной металлургической компании (ОМК), и «Евраз НТМК», подконтрольное холдингу «Евраз»? Фактически на внутреннем рынке железнодорожных колес существует дуополия ОМК и «Евраза», и железнодорожным операторам, чтобы снизить от них зависимость, остается лишь один путь – приобретать колеса на Украине и в Казахстане.
Вряд ли регулирование ФАС рынка колес увеличивает на нем риски для их производителей и потребителей. Я никаких серьезных опасностей не вижу. На мой взгляд, «Русская сталь», отстаивая интересы «Евраза» и ОМК как своих членов, пытается добиться для них защиты от контроля ФАС. Однако она может боком выйти железнодорожным операторам, так как в подобном случае металлургическим компаниям могут развязать руки для манипулирования ценами.
Введение запрета ввоза колес с Украины будет чревато их нехваткой, даже несмотря на спад в России выпуска железнодорожной техники и действие 34,22%-ной антидемпинговой пошлины на колеса, изготавливаемые украинским «Интерпайпом»: дефицит при желании оба российских производителя могут легко создать, договорившись между собой. Вряд ли ему обрадуются железнодорожные операторы. И нет гарантии, что ввоз колес из Казахстана удовлетворит их потребности.