С точки зрения тарифной науки можно выделить несколько недостатков существующей тарифной системы. Действующая модель тарифов не соответствует структуре рынка перевозок. Например, до сих пор государство устанавливает тарифы на перевозку в вагонах перевозчика, которых у него не имеется.
Тарифная система ограничивает конкурентоспособность железнодорожников в конкурентных сегментах рынка перевозок с другими видами транспорта. Не позволяет проводить гибкую тарифную политику, удерживать снижающиеся, особенно в последнее время, объемы перевозок грузов, так как скидки разрешено давать только для обеспечения прироста перевозок.
Кроме того, ежегодная индексация не учитывает изменения структуры перевозок и структуры инвестиций в развитие магистральной сети. А инвестиционные потребности в развитие инфраструктуры через тариф могут перекладываться на компании, которые этой вновь построенной инфраструктурой могут не пользоваться.
Не поддерживаю тезис о том, что выделение в тарифе различных составляющих (инфраструктурной, локомотивной) способствует повышению прозрачности ценообразования. В настоящее время прозрачность обеспечивается выполнением правил ведения управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД». Если регулятору необходимо повысить прозрачность, то он может вносить изменения в указанный порядок, что регулятор периодически делает.
Для пользователей услуг прозрачность обеспечивается прейскурантом, по которому можно посчитать тариф (в электронной программе или вручную по таблицам), и правилами ежегодной индексации, которые в последнее время в силу разных причин пересматриваются. Кстати, в подавляющем числе стран мира рассчитать публичный тариф на перевозки невозможно. Тарифы не являются публичными и прозрачными в этом смысле.
Поскольку железнодорожные тарифы ОАО «РЖД», равно как и стоимость предоставления грузовых вагонов, стоимость начально-конечных операций на транспорте необщего пользования, стоимость услуг перевалки в портах напрямую влияют на производственные и логистические цепочки российских компаний, необходимо принимать решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте с «широко открытыми глазами», проведя предварительные расчеты и оценки эффектов от введения новой системы.
Использование современных экономических методов, оценок с применением модели межотраслевого баланса и других методик позволит сформировать карту рисков и направления оптимизации различных эффектов для участников перевозок.