Если бы человека, который никогда не слышал о Европе и об отношениях России со странами ЕС, попросили с чистого листа проработать бизнес-план по доставке товаров из одного региона в другой, то ясно, что страны Балтии заняли бы в этой схеме значительное место. Были бы расчерчены и порты, и железнодорожные пути. Но политика вмешалась так, что Россия уже не тактически, а стратегически выстраивает свою инфраструктуру без Украины. Тратятся значительные средства на то чтобы, возвести новые ж/д пути и автодороги. С точки зрения рыночной логики то, что происходит в экономическом планировании России, объяснению не поддается. Но когда рассматриваем этот вопрос с точки зрения политики – все становится на свои места.
Конечно, вместо того чтобы строить разные обходные маршруты вокруг Украины и стран Балтии, эти деньги можно вкладывать в другое, в то, что с экономической точки зрения выгодно и целесообразно. Так как пока этого не происходит, приходится играть на двух досках и строить дополнительную инфраструктуру для решения политического конфликта между Россией и Западом и встраиваться в китайские планы.
Что касается разворота на Восток, то Россия сама пока достаточно медленно выстраивает свою собственную стратегию в этом направлении. И больше встраивается в проекты других стран, а не предлагает проекты, которые были бы интересны нашей стране.
Но ясно одно: Россия не ставила целью рвать экономические отношения с Европой и вкладывать деньги в строительство портовой и железнодорожной инфраструктуры.
Автор: Алексей Громыко, директор института Европы РАН, член-корреспондент РАН
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.