Если смотреть на объемы грузов, релевантных для контейнерных перевозок железнодорожным транспортом, то потенциал для роста здесь очень большой. Но российские импортеры не торопятся менять свои отлаженные схемы, увеличивать в 2 раза стоимость доставки товара в ситуации, когда морская перевозка со всеми ее плюсами и минусами в целом их устраивает. Тем более что заявленное преимущество в скорости ускоренных контейнерных поездов нередко теряется из-за задержек на терминалах в ожидании выгрузки.
Значительно увеличились заказы от тех клиентов, которые возят из Китая сложнотехническую продукцию и товары с высокой стоимостью. Для них важны скорость и сохранность, и такой вид услуги является практически безальтернативным: самолетом дорого, морем неприемлемо по срокам и тревожно в отношении сохранности. Стоимость самого груза такова, что увеличение затрат на доставку не влияет заметно на себестоимость импортированного товара.
Весомым фактором роста спроса на железнодорожные контейнерные перевозки из КНР является низкая стоимость их сложнотехнической продукции по сравнению с европейскими аналогами, притом что качество китайских изделий уже вполне конкурентоспособно. Но есть и серьезный барьер: у таких привлекательных китайских производителей, как правило, нет экспортной лицензии, поскольку они работают на внутренний рынок (потому и дешево продают). Если логистический провайдер решает вопрос с экспортной лицензией и сертификатами (а это можно сделать быстро и совершенно легальными средствами), барьер снимается, импортер в ЕАЭС получает товар по низкой себестоимости даже с учетом доставки.