Основополагающей для принятия данного распоряжения являлась необходимость не просто прогнозируемости изменения тарифов, но также и сдерживания их уровня, что определило закрепление индексации тарифов по формуле «инфляция минус».
Грузоотправители получили стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а также возможность долгосрочного планирования развития бизнеса.
Соответственно изменение данных договоренностей, тем более без широкого обсуждения, на наш взгляд, является негативным посылом бизнесу, который, по сути, лишен возможности дискутирования тарифной темы с государством и ОАО «РЖД» и достижения компромиссных решений.
Что касается инвестиционной программы ОАО «РЖД», то именно ее размеры во многом и обуславливают потребность в дополнительной индексации тарифов. В то же время ее масштабы являются запредельными для ОАО «РЖД» в части освоения (прирост более чем на 30% к уровню 2021 г.), учитывая предыдущий опыт монополии по регулярному сдвигу сроков вправо реализации тех или иных проектов.
В связи с этим будет вдвойне печально, если грузоотправители и операторы все же получат повышенную индексацию тарифов, а по итогам года обнаружится, что инвестиционная программа ОАО «РЖД» не исполнена, проекты реализованы частично и повторно требуется изыскание средств на реализацию проектов, но уже за счет тарифов 2023 года.
Совокупно предлагаемое решение увеличит тарифные платежи участников рынка более чем на 40 млрд рублей. Что касается экспортно ориентированных отраслей с хорошей ценовой конъюнктурой, то, вероятнее всего, для них данный рост не будет сильно ощутим.
Тревогу вызывают перевозки на внутренний рынок, а также смежные услуги: последние полгода все потребители испытывают на себе негативное влияние ускорения инфляции с стране, соответственно рост тарифов на монопольные услуги на 7,7% в среднем может усугубить инфляционные процессы, а также спровоцировать очередной виток роста цен в сегменте ремонта вагонов, промывки и пропарки, отстоя вагонов.