На этом фоне в последние годы мы наблюдаем двузначные темпы роста товарооборота КНР и РФ. Если средние для последнего времени темпы роста около 10% в год будут удержаны, то обозначенная в 2019 году китайским руководством в лице посла КНР в России Чжан Ханьхуэя цель удвоения товарооборота к 2024 году будет – с точки зрения статистических прогнозов – достигнута.
В российском экспорте в КНР передельные отрасли занимают менее 10%, а китайский экспорт в РФ имеет долю обрабатыващих отраслей, превышающую 80%. Вот эту продукцию обработки, увеличившуюся в 2 раза по сравнению с 2018 годом, то есть на $100 млрд (приблизительно 6% ВВП РФ 2019 г.), до порядка $200 млрд, и повезут в российские регионы по трассе «Меридиан».
Макроэкономические предпосылки для успешной реализации проекта, как представляется, сильны. Именно поэтому данный проект успешно привлекает частных инвесторов. Впрочем, некоторые из них, такие как УК «Лидер», все же хотят полностью обезопасить свои инвестиции и требуют дополнительных гарантий. «Лидер» среди условий вхождения в проект называет госгарантию трафика на новой трассе, несмотря на политическую обстановку и отсутствие других альтернативных магистралей, которые могли бы перехватить поток на срок окупаемости проекта. Такие условия и факторы их сформировавшие – риск для проекта. Но риски есть у каждого проекта.
Тем не менее на данный момент эти риски сравнительно невысоки. Организаторы проекта предполагают привлечение кредитных средств по ставке по ставке инфляция плюс 3%, что в целом сравнимо даже со ставками защищенных от инфляции облигаций РЖД (порядка 1–2% плюс инфляция). Срок строительства, ожидаемый организаторами, составляет 4–5 лет. Срок окупаемости при ставках 7–8%, то есть при текущей инфляции, – порядка 10 лет.
Основной риск для проекта заключается даже не в формировании трафика – он ожидаем, учитывая указанную выше макроэкономическую подоплеку, политику правительства и то, что аппетит к аналогичному проекту имеет другой крупнейший игрок рынка транспортных коммуникаций – «Автодор». Основной риск для проекта – существенное ускорение инфляции. Низкая монетизация российской экономики, значительное за период восьмилетнего застоя усиление проблем закредитованности создают потенциал инфляционного шока в РФ до уровня выше 10% в ближайшие несколько лет в случае значимого циклического ослабления внешнего спроса и под влиянием внешнего инфляционного давления.