Дорожная карта – это первый, но все же очень общий шаг, и нам необходимо увидеть более прагматичные руководящие принципы для восстановления транспортных услуг, возможности соединения и перемещения людей и товаров. До сих пор правительствам не удалось скоординировать свои стратегии и действия, и мы должны избегать повторения этого на этапе восстановления.
В IRU предложили отдать предпочтение двум приоритетам.
Во-первых, необходимо создать сеть зеленых коридоров для грузового автотранспорта, а не ограничиваться отдельными инициативами.
До сих пор они созданы на всех ключевых трансграничных автотрассах даже для грузового транспорта. Долгие часы ожидания – проблема для логистики. Вместе с тем, как только начнется процесс снятия барьеров, то на дороги хлынет и поток легковых автомобилей. А это приведет к тому, что и достигнутая непрерывность логистических цепочек будет серьезно подорвана. Политика должна быть направлена на предотвращение систематической остановки грузовых автомобилей на границах внутри стран ЕС.
В частности, некоторые государства – члены ЕС формируют автоколонны, чтобы транспортные средства пересекли территорию той или иной страны в сопровождении полиции. Это противоречит концепции зеленых коридоров и создает риски для обеспечения безопасности движения.
Во-вторых, следует отдать предпочтение общественному транспорту при трансграничных перевозках пассажиров.
Вместо этого в ЕС поощряют пока использовать личные автомобили. Это противоречит заботе об экологии: такой подход повышает выбросы парниковых газов и создает проблемы с парковками. Кроме того, многие европейские граждане зависят от автобусного сообщения. Можно принять меры санитарной защиты пассажиров в общественном транспорте, обеспечив массовое тестирование, защиту водителей и дезинфекцию транспортных средств.
Вместе с тем в IRU приветствуют само стремление Еврокомиссии создать систему быстрого оповещения для выявления нарушений в цепочках поставок и создания стоимости. Дорожная карта ЕС знаменует собой первый шаг к восстановлению экономики, пострадавшей от COVID-19. Поэтому необходимо тщательно продумать, чтобы пассажирские и грузовые перевозки, являющиеся основой экономики, могли безопасно и эффективно возобновить необходимые операции как можно быстрее.
Нельзя ожидать, что транспортные операторы будут реализовывать эти меры самостоятельно: необходима скоординированная и далеко идущая поддержка на европейском и национальном уровнях.