Расшить узкие места на подходах к портам – довольно сложная задача, и ее решение в значительной мере зависит от окружающей конкретную гавань местности. Скажем, в Новороссийский порт ведет лишь одна железнодорожная ветка и вторую к нему попросту не проложишь – мешает соседство с ним улиц и зданий, которые снести точно не получится. Сходная ситуация имеет место и в порту Находка. Зато в порту Тамань возможности для расширения транспортных путей все-таки есть, так как он создается с нуля и находится в стороне от жилой местности.
На мой взгляд, расшить узкие места можно лишь за счет комплексного подхода по отдельности к каждому из портов с учетом его местных географических особенностей. В одних случаях подобное возможно довольно легко, в других придется принимать нестандартные решения.
Как раз сейчас в нынешних экономических условиях важны инвестиции в порты. Это и надо делать, чтобы после выхода мировой экономики из спада можно было встретить спрос, так сказать, во всеоружии. Если же мы будем ждать у моря погоды, то окажется, что кризис прошел и наши порты не готовы к росту перевалки.
Наращивание перевалочных мощностей зависит как от государственной политики в области портов, так и от объема текущего грузооборота и частных капитальных вложений. Если же у нас будет стимулироваться развитие портов за счет грамотного предоставления льгот и преференций, то инвесторы будут вкладываться в их развитие. В свою очередь, это повысит их привлекательность для логистических компаний, занимающихся мультимодальными перевозками.