Что касается авиаперевозок, то из-за отсутствия регулярного пассажирского сообщения между странами отправки в основном совершаются грузовыми авиалиниями, количество которых ограничено. Это провоцирует рост тарифов.
Относительно прошлого года ставки держатся на прежнем уровне и не падают, а в 2020 году стоимость доставок выросла на 30–50% по некоторым направлениям. После введения «Аэрофлотом» и другими перевозчиками грузопассажирских рейсов тарифы стали несколько снижаться, но на фоне дисбаланса спроса и предложения они по-прежнему остаются высокими.
Стоимость внутрироссийских перевозок за I полугодие 2021 года выросла на 15%, а на определенных маршрутах – на 25%. Это обусловлено повышенным спросом внутреннего потребления и увеличением объема отправок в сегменте электронной коммерции. 20% парка грузового автотранспорта теперь выполняет заказы e-commerce и внутригородские доставки. Также фактором роста ставок стал дефицит водителей и их возросшая зарплата.
Если говорить о влиянии нынешней ситуации с тарифами на удорожание продукции, то оно распространилось на все категории товаров. Сильнее всего это отражается на товарах повседневного спроса и продуктах питания. Вырастут цены также на бытовую технику, одежду и обувь. Будут ли производители и дистрибьюторы перекладывать на плечи конечного потребителя увеличившуюся себестоимость товаров или же компенсируют ее за свой счет, покажет время. Как правило, за все в итоге платит простой покупатель.
К сожалению, оптимистичные прогнозы дать затруднительно. Во II полугодии 2021 года мы ожидаем новое повышение ставок, которое будет связано с сезонным ростом спроса на перевозки перед праздниками. Вероятно, что тарифы на внутренние отправки увеличатся еще примерно на 10%. Что касается отправок из стран ЮВА, то решающее влияние на динамику ставок окажет эпидемиологическая ситуация в данном регионе, особенно в КНР, и ситуация с дефицитом контейнеров. Я полагаю, что стоимость перевозки будет немного снижаться, но к китайскому Новому году она снова выйдет на высокий уровень в связи с ажиотажным спросом.