Внутреннее производство легкой промышленности может остановиться в 2025 году, такое заявление Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, сделал на рабочей группе по маркировке. Он уверен, российский производитель уже проигрывает в битве за покупателя, так как не может снизить конечные цены из-за роста ключевой ставки, а также постоянно дорожающей логистики. Ситуация настолько обострилась, что «следующий год малый бизнес просто не переживет». Он подчеркнул, в 2025 году бизнес России должен пережить с налоговой реформой.
«Считаю, что процесс маркировки надо приостановить. Бизнесу надо дать послабление хоть где-то», – заявил В. Калугин.
Представители российского бизнеса это заявление встретили громкими аплодисментами. Если верить собственникам фабрик и магазинов одежды, то послабление позволит им нарастить производство. В российских торговых центрах уже две трети объема всей продаваемой одежды произведено за рубежом. Экспортеры научились преодолевать логистические препоны, а отечественный производитель никак не научится по-честному работать с «Честным знаком». Заявлено, маркировка «лупит по малому бизнесу», с таким заявлением выступила директор Союза производителей изделий легкой промышленности Светлана Молчанова.
«Давайте скажем честно, российские предприниматели не нужны нашему государству», – резюмировала она свои злоключения из-за внедрения маркировки. Ее коллега – Екатерина Кузина, предприниматель, приехавшая на заседание в петербургском ЗАКСе из Челябинска, подтверждает: «Честный знак» разоряет российский бизнес. Магазины из-за необходимости маркировки всей продукции превратились в Центры по управлению космическим полетом, говорит она. Она показывает фотографии прилавков. Они заставлены оборудованием, работающим от электричества. Этого мало, бизнес получает штрафы от пожарной инспекции, которые предприниматели получают из-за увеличения нагрузки на электрические сети.
Участники заседания в один голос заявляют: обязательная маркировка товаров марками учетной информации накладывает на или экспортеров, или производителей, или продавцов бремя дополнительных расходов по покупке оборудования. Они перечисляют: сканер, новая касса, на которой должно быть установлено соответствующее программное обеспечение, а чтобы его установить, необходимо нанять программиста. И, если верить выступающим, часть программных продуктов, которые предлагает «Честный знак», уже заблокированы на территории России. Однако невозможность скачать программу никак не освобождает отечественный бизнес от ответственности. Российские предприниматели живут и зарабатывают под угрозой административной и даже уголовной ответственности из-за сбоев в работе системы. Даже из-за сбоев в интернете. Екатерина Кузина говорит о покупке нескольких модемов, но связь по-прежнему нестабильна. Бизнесвумен, рассказывая про свои злоключения с «Честным знаком», внезапно призналась в мечтах о материнстве. С ее слов, она не может выполнить материнский долг, так как все свободное время тратит на «интеграцию работы магазина с системой по маркировке». И главное, пока она защищает права российских потребителей на высокое качество российское продукции, на рынок хлынул контрафакт.
«Обещали, что импорт перестанет быть серым, он, наконец, окажется под контролем государства. Но он и остался серым, только теперь на нем есть «Честный знак», – заключила она.
Рынок остается в тени
«Честный знак» обязательным стал в 2019 году. Оператором системы выступил Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Идея такова: снабдить продукцию специальными метками, которые позволяют проследить путь продукта. Подчеркнем, маркируют товар или экспортеры, или отечественные производители. Таким образом, «Честный знак», по версии инициаторов, должен победить нелегальный оборот.
Легальный оборот становится не качественнее, но дороже. В доказательство этого довода предприниматели России приводят свои минимальные вложения в «Честный знак» и обеление рынка от контрафакта. Это минимум 45 тыс. руб. Первые 2,5 тыс. затрачивают на создание УЦП в налоговой службе, еще 2,5 тыс. – на покупку сканера. Часть средств уходит на его настройку. Еще 10 тыс. – на приобретение и установку программного обеспечения. Покупка термотрафаретного принтера для печати меток – это еще 18 тыс. руб. За регистрацию в «Честном знаке» – еще 26 тыс. руб.
Алексей Зажигин, директор розничной сети «Бизнес Стиль», подсчитал, чтобы промаркировать один товар стоимостью в 500 руб., необходимо закупить 10 элементов оборудования. Меньше – нельзя, без них «Честный знак» работать не будет. Итого товар дорожает на 1 тыс. руб. минимум. Однако покупатели не готовы на такой рост цен. Более того, обеление рынка не получилось, на прилавках встречаются, например, кроссовки европейского производства, стоимость которых – 1 тыс. руб. Та самая, что нужна на покупку оборудования для маркировки товара на 500 руб.
И главное, «Честный знак» породил новый вид потребительского экстремизма: покупатели специально портят марки, а потом шантажируют продавцов проблемами с их считыванием, об этом способе рассказывают сами предприниматели на уже второй встрече в Заксобрании. На нее впервые пришли представители Центра развития перспективных технологий – оператора системы «Честный знак». Депутат Наталия Астахова признается, что розыск тех, кто гарантирует чистоту продукции на рынке, затруднен: телефоны, указанные на официальном сайте, молчат, а на официальные письма представители не отвечают. Наверное, из-за сбоев интернета, предполагают участники рынка.
Депутат Наталия Астахова уверена, необходим мораторий на проверки российского предпринимательства, а также на взыскание с них штрафов за нарушения в нанесении маркировки. Соответствующий документ уже готовят. Его до конца ноября направят в Минпромторг. Пока не согласован срок моратория. Не исключено, что предпринимателям дадут еще пять лет на освоение системы «Честный знак». Между тем в ближайшее время марки «Честный знак» нанесут и на автозапчасти. Что неминуемо повысит их конечную стоимость. Интервью с Наталией Астаховой читайте по ссылке.