Открывала форум пленарная сессия «Зеленая логистика – это выгодно». В рамках дискуссии был освещен широкий спектр вопросов, связанных с экологическими аспектами деятельности крупных предприятий. В частности, председатель подкомитета по экологии и охране окружающей среды НП «ОПЖТ» Максим Шингаркин сообщил, что в ближайшее время вопросы соответствия транспортных систем требованиям экологической безопасности могут приобрести особое значение в связи с организацией трансконтинентальных транспортных маршрутов из стран АТР в страны ЕС.
ОАО «РЖД» уже достаточно долгое время внедряет различные технологии, позволяющие сократить воздействие на природу. Так, начальник службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Дирекции тяги холдинга Сергей Саврико сообщил, что компания планирует поэтапное развитие парка газотурбовозов на сети. И в ближайшей перспективе их количество планируется увеличить до 57 ед.
По окончании пленарной сессии состоялось награждение компаний, которые, по мнению редакции журнала «РЖД-Партнер», внесли наибольший вклад в защиту окружающей среды
Премию за внедрение экологических технологий в 2017 году получили сразу несколько компаний. Это, ООО «АкадПП «Борей», АО «СУЭК», ООО «ЛокоТех», ООО «УПК», ПАО «ТрансКонтейнер», Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), НП «ОПЖТ».
Особое внимание в рамках конференции было уделено тематике перевалки угля в порту. Компаниями было отмечено, что количество выбросов при этом процессе удается сократить. Так, директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский отметил, что расчетный объем выбросов в атмосферу от деятельности ПАО «Мурманский морской торговый порт» в 2008 году составлял 516 т, а по предварительным расчетам, по итогам 2017 года он составит около 250 т. «Мы снизились в 2 раза. Из общего объема выбросов угольная пыль составляет только 44 т», – добавил он. Существенного снижения удалось достичь благодаря комплексному подходу и специально разработанным мероприятиям. Было установлено 12 туманообразующих пушек, снижено количество перевалок груза за счет новых портальных кранов, а также ведутся работы по устройству уникальных подпорных стенок 4–6 м вокруг складов угля.
Важно отметить, что одна только замена мазута на низкосернистый позволила снизить выбросы котельной на 40%, а увеличение модуля судна в 2 раза за период 2010–2016 гг. привело к уменьшению судозаходов в порт и сокращению выбросов на 60 т, то есть почти на 50%. Выполняя абсолютно доступные и рациональные действия, оказывается, можно существенно повлиять на динамику снижения выбросов и обеспечить ту самую зеленую логистику.
Выступающие отметили интересные факты. Как оказалось, все выбросы вредных веществ от портов в 4 раза меньше, чем объем никотинового дыма, который потребляют только пассивные курильщики РФ или 5 ежедневных рейсов Москва – Таиланд в течение года.
Предприятия также уделяют особое внимание мониторингу воздействия своей работы на окружающую среду. По словам первого заместителя генерального директора ООО «УПК» Ирины Ольховской, предприятие получило государственную аккредитацию на создание собственной экологической лаборатории, которая в круглосуточном режиме производит анализ проб воды, воздуха и близлежащих территорий. Полученные результаты направляются в администрацию региона для сведения и проведения комплексного анализа.
А для дальнейшего снижения воздействия угля на экологию менеджер проектов ООО «АкадПП «Борей» Арсений Рябов представил специальную технологию по снижению пыления угля на основе распыления мелкодисперсной влаги, которое можно использовать круглогодично.
Затем гости мероприятия могли поучаствовать в экспертной дискуссии, посвященной экологическим аспектам, связанным с перевозкой опасных грузов. В своем выступлении заместитель начальника департамента безопасности движения ЦРБ ОАО «РЖД» Александр Косарев отметил, что в текущем году произошло снижение количества чрезвычайных ситуаций при перевозках опасных грузов. В настоящее время зафиксировано 210 таких инцидентов, что на 80 случаев меньше, чем в 2016 году. При этом все эти инциденты даже не подпадают под классификацию чрезвычайных ситуаций локального характера.
Закрывала деловую программу сессия, посвященная экологической составляющей при производстве и эксплуатации подвижного состава.