Эксперты-маркетологи О. Пирогова, Е. Мясникова и В. Киреева опубликовали исследование, в котором систематизировали тренды, оказывающие влияние на бизнес после пандемии коронавируса.
Новая бизнес-стратегия
По мнению исследователей, одним из последствий пандемии станет обеление рынка. Прозрачность данных при работе с клиентами и партнерами через IT-системы в перспективе вытеснит черный нал, компании-однодневки уйдут в прошлое, а крупные игроки будут бороться за авторитет в глазах клиента. Эксперты прогнозируют, что это приведет к новой волне слияний и поглощений.
Бизнес будет стараться иметь в списке ОКВЭД товары и услуги первой необходимости. Небольшие компании будут опасаться оформлять банковские кредиты и брать товары в лизинг. В связи с этим возникнет специальная схема отсрочки платежей при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
Кроме того, усилится роль социальной политики компании. В зависимости от специфики рынка крупные игроки будут делать акцент на благотворительность, экологию, равенство, семейные ценности.
Прощай, офис
Дистанционный менеджмент позволил сократить расходы на содержание офисов и отказаться от бизнес-путешествий в пользу онлайн-встреч. Западные школы все чаще говорят о приходе gig-экономики (экономика краткосрочных контрактов и фрилансеров). Ее объем оценивается в 83% занятого населения к 2050 году.
По результатам предварительных опросов, после пандемии около 25% сотрудников будут переведены на постоянную удаленную работу, что кардинальным образом изменит сегмент, ориентирующийся на обслуживание бизнеса. К примеру, вскоре уменьшится спрос на перелеты с рабочими целями, и низкобюджетные перевозчики вытеснят с рынка авиакомпании, работающие по классической модели. Также в перспективе описанные процессы приведут к удешевлению некоторых видов услуг для клиентов, а также к снижению стоимости коммерческой недвижимости.
Есть большая вероятность, что после выхода из карантина компании перейдут к распределенной бизнес-модели, в которой сотрудники перемещаются в хоум-офисы. Разумеется, рабочее место такого сотрудника необходимо существенно дооснастить. Недаром сейчас фиксируется резко выросший спрос на модемы, роутеры и ноутбуки.
Возвращаясь к образу нового сотрудника, стоит отметить и перспективы увеличения спроса на квалифицированный персонал. В связи с пандемией рынок свободных кадров стал больше, и обозначилась потребность в переобучении поколений X и Y актуальным для рынка профессиям. Популярность в этом поле приобрело онлайн-обучение, доверие к которому повысилось после перехода на дистанционный формат в школах, колледжах, вузах. На пике востребованности оказались направления обучения в сфере IT, маркетинга, логистики и big data.
Сдвиг в онлайн
Глобальные масштабы обретет унификация в цифровизации. Значительное внимание компаниям будет необходимо уделить разработке веб-продуктов и работе с клиентами в виртуальном пространстве. Мобильные приложения вытеснят в сегменте В2С полноценные PC-версии. Чат-боты получат глобальное развитие и смогут решать до 95% всех запросов, поступающих в службы поддержки. Наиболее значимые вложения придется все же оставить не для расширения сервиса, а для обеспечения цифровой безопасности.
Отдельным трендом станет умение работать без торговых площадей. В связи с этим сохранит свое значение бесконтактная доставка товаров, в том числе тех, которые ранее доставлялись исключительно из рук в руки. Идентификация покупателя будет осуществляться в онлайн-режиме через мобильное приложение или по СМС.
Маркетинг переедет в интернет. Маркетологи займутся продумыванием идеи и созданием контента, а клиентов будут находить машинные алгоритмы. Процесс сбора данных о потребностях потенциальных клиентов также ляжет на виртуальный интеллект. Уличной рекламы будет становиться все меньше, но зато вырастут продажи товаров, продвигаемых инфлюенсерами на онлайн-площадках. Спрос на роботизацию превзойдет все ожидания. Машины умнеют и выполняют работу зачастую быстрее и качественнее людей. Однако сдерживать этот тренд будет низкий уровень оплаты труда на российском рынке.
IT-технологии также помогут сохранению здоровья. В ближайшее время будут пользоваться высоким спросом мобильные клиники и лаборатории, телемедицина и консультирование пациентов через интернет.
Трансформация клиента
Ожидается, что кардинальным образом изменится и образ жизни среднестатистического потребителя. Вектор на развитие коллективного потребления – шеринг-экономики – развернется на 180 градусов. В связи с приобретенными во время пандемии гигиеническими привычками и обостренной психологической потребностью в безопасности потребители будут склоняться к решению не арендовать на время, а купить в индивидуальную собственность. При этом россияне будут озабочены формированием финансовой подушки безопасности. В совокупности это приведет к смещению покупательского спроса в сторону удобства и практичности, увеличится спрос на б/у товары и снизится количество импульсивных покупок.
Эксперты ожидают, что последствия пандемии приведут также к росту миграции внутри России. Прежде всего отток населения затронет области с низким уровнем доходов населения и слабой системой социальной поддержки, расположенные рядом с более развитыми регионами. В ближайшей перспективе также усилится отток городских жителей из городов-миллионников в пригород и сельскую местность. Ввиду высокого спроса на загородную недвижимость снова получит развитие домашнее хозяйство. В городе же вырастет спрос на доставку продуктов и готовых блюд из ресторанов.
Эксперты предупреждают также о возможном всплеске массовых беспорядков. Накопившееся за период самоизоляции недовольство будет нуждаться в выходе. Яркий тому пример мы можем видеть в США, где антидискриминационные выступления вылились в массовые погромы.
Подведем итог. Очевидно, что новые условия диктуют необходимость объединять усилия и ресурсы для эффективной работы в различных отраслях бизнеса и, в частности, в сфере логистики. Информации не хватает: игроки рынка не могут ориентироваться на зыбкие прогнозы, а меры, принимаемые правительством РФ, отличаются непредсказуемостью. В связи с этим компаниям рекомендуется запускать программы, нацеленные на эффективную кооперацию. Расширение внешних коммуникаций с поставщиками и клиентами (в том числе через онлайн-мероприятия и социальные сети) позволит получать актуальную информацию о состоянии рынка. Разработка антикризисного плана и back-up-стратегии компании, а также новых услуг и продуктов, создаваемых под возникающие потребности рынка и клиентов, помогут укрепить позиции и получать доход во время следующей волны кризиса.
Эксперты предполагают, что в ближайшем будущем модель устойчивого бизнеса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что в России утвердятся универсальные маркетплейсы, способные агрегировать большинство жизненно необходимых сервисов, услуг и товаров на одной площадке. Многие компании малого и среднего бизнеса могут не пережить наступивший кризис, но зато те, кто останется, с удовольствием поделят освободившуюся нишу.