+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.06.2020 17:00:26
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Жизнь после пандемии, или бизнес-тренды 2020–2021 гг.

Российская экономика к настоящему моменту не достигла необходимой для сбалансированного существования диверсификации. Изменение структуры спроса на энергоносители повлекло за собой сокращение бюджетного стимулирования структурной перестройки. При этом компании уже зарождающегося конкурентного рынка оказались зажатыми в тисках карантина, от которого пострадали даже те отрасли, которые принято считать бенефициарами ситуации. В связи с падением реальных располагаемых доходов населения снизилась покупательная активность россиян, и средств на популярные сегодня онлайн-продукты осталось немного. Пандемия также разрушила непоколебимую веру в прогнозируемость любых аспектов бизнес-процессов.

Эксперты-маркетологи О. Пирогова, Е. Мясникова и В. Киреева опубликовали исследование, в котором систематизировали тренды, оказывающие влияние на бизнес после пандемии коронавируса.

Новая бизнес-стратегия

По мнению исследователей, одним из последствий пандемии станет обеление рынка. Прозрачность данных при работе с клиентами и партнерами через IT-системы в перспективе вытеснит черный нал, компании-однодневки уйдут в прошлое, а крупные игроки будут бороться за авторитет в глазах клиента. Эксперты прогнозируют, что это приведет к новой волне слияний и поглощений.

Бизнес будет стараться иметь в списке ОКВЭД товары и услуги первой необходимости. Небольшие компании будут опасаться оформлять банковские кредиты и брать товары в лизинг. В связи с этим возникнет специальная схема отсрочки платежей при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Кроме того, усилится роль социальной политики компании. В зависимости от специфики рынка крупные игроки будут делать акцент на благотворительность, экологию, равенство, семейные ценности.

Прощай, офис

Дистанционный менеджмент позволил сократить расходы на содержание офисов и отказаться от бизнес-путешествий в пользу онлайн-встреч. Западные школы все чаще говорят о приходе gig-экономики (экономика краткосрочных контрактов и фрилансеров). Ее объем оценивается в 83% занятого населения к 2050 году.

По результатам предварительных опросов, после пандемии около 25% сотрудников будут переведены на постоянную удаленную работу, что кардинальным образом изменит сегмент, ориентирующийся на обслуживание бизнеса. К примеру, вскоре уменьшится спрос на перелеты с рабочими целями, и низкобюджетные перевозчики вытеснят с рынка авиакомпании, работающие по классической модели. Также в перспективе описанные процессы приведут к удешевлению некоторых видов услуг для клиентов, а также к снижению стоимости коммерческой недвижимости.

Есть большая вероятность, что после выхода из карантина компании перейдут к распределенной бизнес-модели, в которой сотрудники перемещаются в хоум-офисы. Разумеется, рабочее место такого сотрудника необходимо существенно дооснастить. Недаром сейчас фиксируется резко выросший спрос на модемы, роутеры и ноутбуки.

Возвращаясь к образу нового сотрудника, стоит отметить и перспективы увеличения спроса на квалифицированный персонал. В связи с пандемией рынок свободных кадров стал больше, и обозначилась потребность в переобучении поколений X и Y актуальным для рынка профессиям. Популярность в этом поле приобрело онлайн-обучение, доверие к которому повысилось после перехода на дистанционный формат в школах, колледжах, вузах. На пике востребованности оказались направления обучения в сфере IT, маркетинга, логистики и big data.

Сдвиг в онлайн

Глобальные масштабы обретет унификация в цифровизации. Значительное внимание компаниям будет необходимо уделить разработке веб-продуктов и работе с клиентами в виртуальном пространстве. Мобильные приложения вытеснят в сегменте В2С полноценные PC-версии. Чат-боты получат глобальное развитие и смогут решать до 95% всех запросов, поступающих в службы поддержки. Наиболее значимые вложения придется все же оставить не для расширения сервиса, а для обеспечения цифровой безопасности.

Отдельным трендом станет умение работать без торговых площадей. В связи с этим сохранит свое значение бесконтактная доставка товаров, в том числе тех, которые ранее доставлялись исключительно из рук в руки. Идентификация покупателя будет осуществляться в онлайн-режиме через мобильное приложение или по СМС.

Маркетинг переедет в интернет. Маркетологи займутся продумыванием идеи и созданием контента, а клиентов будут находить машинные алгоритмы. Процесс сбора данных о потребностях потенциальных клиентов также ляжет на виртуальный интеллект. Уличной рекламы будет становиться все меньше, но зато вырастут продажи товаров, продвигаемых инфлюенсерами на онлайн-площадках. Спрос на роботизацию превзойдет все ожидания. Машины умнеют и выполняют работу зачастую быстрее и качественнее людей. Однако сдерживать этот тренд будет низкий уровень оплаты труда на российском рынке.

IT-технологии также помогут сохранению здоровья. В ближайшее время будут пользоваться высоким спросом мобильные клиники и лаборатории, телемедицина и консультирование пациентов через интернет.

Трансформация клиента

Ожидается, что кардинальным образом изменится и образ жизни среднестатистического потребителя. Вектор на развитие коллективного потребления – шеринг-экономики – развернется на 180 градусов. В связи с приобретенными во время пандемии гигиеническими привычками и обостренной психологической потребностью в безопасности потребители будут склоняться к решению не арендовать на время, а купить в индивидуальную собственность. При этом россияне будут озабочены формированием финансовой подушки безопасности. В совокупности это приведет к смещению покупательского спроса в сторону удобства и практичности, увеличится спрос на б/у товары и снизится количество импульсивных покупок.

Эксперты ожидают, что последствия пандемии приведут также к росту миграции внутри России. Прежде всего отток населения затронет области с низким уровнем доходов населения и слабой системой социальной поддержки, расположенные рядом с более развитыми регионами. В ближайшей перспективе также усилится отток городских жителей из городов-миллионников в пригород и сельскую местность. Ввиду высокого спроса на загородную недвижимость снова получит развитие домашнее хозяйство. В городе же вырастет спрос на доставку продуктов и готовых блюд из ресторанов.

Эксперты предупреждают также о возможном всплеске массовых беспорядков. Накопившееся за период самоизоляции недовольство будет нуждаться в выходе. Яркий тому пример мы можем видеть в США, где антидискриминационные выступления вылились в массовые погромы.

Подведем итог. Очевидно, что новые условия диктуют необходимость объединять усилия и ресурсы для эффективной работы в различных отраслях бизнеса и, в частности, в сфере логистики. Информации не хватает: игроки рынка не могут ориентироваться на зыбкие прогнозы, а меры, принимаемые правительством РФ, отличаются непредсказуемостью. В связи с этим компаниям рекомендуется запускать программы, нацеленные на эффективную кооперацию. Расширение внешних коммуникаций с поставщиками и клиентами (в том числе через онлайн-мероприятия и социальные сети) позволит получать актуальную информацию о состоянии рынка. Разработка антикризисного плана и back-up-стратегии компании, а также новых услуг и продуктов, создаваемых под возникающие потребности рынка и клиентов, помогут укрепить позиции и получать доход во время следующей волны кризиса.

Эксперты предполагают, что в ближайшем будущем модель устойчивого бизнеса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что в России утвердятся универсальные маркетплейсы, способные агрегировать большинство жизненно необходимых сервисов, услуг и товаров на одной площадке. Многие компании малого и среднего бизнеса могут не пережить наступивший кризис, но зато те, кто останется, с удовольствием поделят освободившуюся нишу.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions