– Разрыв логистических цепочек стал неожиданным. Но уход иностранных компаний, наоборот, можно частично расценивать как положительный момент. Те, чье производство основано на своей, внутренней продукции, неплохо выросли за этот период.
Среди выигравших, например, местные производители. Знаю собственника по производству варенья. Раньше клиентов он искал самостоятельно, теперь ему они сами звонят с намерением приобрести товар. Он выиграл от санкций.
Есть еще один – ранее он предлагал дома из клееного бруса, но до ввода санкций весь строительный материал шел на экспорт, а теперь – на внутренний рынок. Это значит, появился материал, который они могут продавать. Сейчас российский бизнес переживает момент завоевания рынка, он может занять долю рынка, пока нет иностранных конкурентов.
– Похож ли опыт 2022 года на ситуацию 2014-го? И главное – бизнес, переживший первую волну санкций, сможет ли адаптироваться…
– Ситуация 2014 года была тренировкой. Это была маленькая часть из того, что происходит сейчас. Тогда была подготовка к непростому «соревнованию».
И импортозамещение, как мне видится, получится. Сначала на российский рынок выйдут товары первой необходимости, потом локализуют или разработают свои уникальные технологии более дорогого сегмента. Да, сейчас тряхнет, но импортозамещение будет, деваться некуда.
Например, в прошлые годы в России появились отечественные сыроварни. Они уже могут конкурировать на внутреннем рынке, но на экспортном – нет. Отечественные сыроварни для россиян хороши, потому что на данный момент нет предложений от иностранных конкурентов, но российские сыроварни сейчас неконкурентоспособны в международном масштабе.
Россия будет ввозить импортное оборудование, которое пока не производят, через третьи страны. Например, Казахстан, Турцию.
– Но российский бизнес как себя чувствует в этот период? Предприниматели увольняют сотрудников, чтобы как-то минимизировать потери…
– Увольнение сотрудников – нежелательный шаг. Главное, чтобы он не отразился негативно на результате деятельности вашей компании. Лучше назначить сотруднику новые задачи и функции, которые будут способствовать пополнению бюджета.
На данный момент надо усилить в маркетинге привлечение клиентов и увеличить трафик. Если, например, пострадал бизнес из-за поставок, то нужно быстро искать другие поставки либо договариваться об условиях, при которых вам не могут поменять цены.
Беседовала Алена Алешина