Заместитель начальника Управления ФСБ России по Республике Карелия Александр Кривяков сообщил, что сегодня на территории республики существуют 15 пунктов упрощенного пропуска (из них работают - 7), которые обслуживают почти 40 лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий Карелии. Значительная часть их продукции идет на экспорт в Финляндию и другие страны Западной Европы.
Всего в 2001 году через пункты упрощенного пропуска экспортировано более миллиона кубометров лесных грузов (почти 30% лесного экспорта Карелии). При том, что работа этих пунктов тем или иным образом влияет на жизнь 50-60 тыс. человек, ситуация на карельско-финляндской границе остается сложной, отметили участники совещания. Самые частые нарушения - нелегальная переправа мигрантов и контрабанда леса. В начале 2002 года приказом ГТК РФ было запрещено перевозить через упрощенные пункты древесину, однако из-за того, что многим предприятиям было сложно перестраиваться на работу с другими пунктами, применение приказа было отложено, но не отменено. Как заявил министр экономического развития Карелии Валерий Шлямин, "такое положение не может удовлетворять ни импортеров, ни экспортеров, ни инвесторов в лесную отрасль Карелии".
Жесткие меры принимают и финские пограничники. Однако, уверен А.Кривяков, "сохранить действующие пункты пропуска необходимо". Он считает, что "решение об их закрытии не только могут осложнить социально-экономическую ситуацию в приграничье, но и в целом негативно скажется на развитии внешнеэкономических связей республики".
Чтобы решить проблему А.Кривяков предлагает оборудовать пункты упрощенного пропуска современными техническими средствами. Еще в 1999 году в Карелии была создана межведомственная комиссия по вопросам обустройства и развития погранично-таможенной инфраструктуры на территории республики. Как рассказал В.Шлямин, комиссия регулярно обследует пункты пропуска. Кроме того, с 2000 года в республике действует Программа обустройства, оснащения и развития автомобильных пунктов пропуска. Только что в рамках сотрудничества с Финляндией и ЕС получил финансирование проект международного автомобильного пункта пропуска "Суоперя" - объект предполагается построить на европейские деньги. Кроме того, финская сторона взяла обязательства обеспечивать бесплатные поставки электроэнергии на МАПП "Суоперя" в течение первых пяти лет его работы. По мнению В.Шлямина, если этот проект будет успешно реализован, схожий образ действий может привести к успеху и другого проекта - планируемого строительства МАПП "Сювяоро" в Лахденпохском районе, передает "Росбалт".
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.