В рамках государственного визита Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в Китайскую Народную Республику подписано порядка 10 документов, в том числе и в области транспорта.
Меморандум от имени Республики Казахстан подписал министр транспорта и коммуникаций РК Серик Ахметов, с китайской стороны - министр железных дорог КНР Лю-Чжицзюнь.
Подписание Меморандума – первый практический шаг к разработке механизмов для долгосрочного сотрудничества между Казахстаном и Китаем в области железнодорожного транспорта. В рамках соглашения будут приняты необходимые меры по строительству инфраструктуры для соединения железных дорог Казахстана и Китая через Коргас (Казахстан) - Хоргос (Китай), параллельному завершению строительства и открытию движения на территориях двух государств.
Новая железная дорога, о строительстве которой говорится в меморандуме, станет второй веткой - после проекта "Достык – Алашанькоу"- соединяющей Казахстан и Китай. Китайская сторона начала строить железнодорожную линию Цзинхэ- Инин (Кульджа)- Хоргос протяженностью 286 км в 2004 году. Запланированная годовая мощность этого участка – 10 млн. тонн.
По мере приближения строительства новой железной дороги к границе, растёт и заинтересованность Казахстана в начале аналогичного строительства. Сейчас в разработке технико-экономические обоснования трёх вариантов направлений - Коргас - Сарыозек (235км), Коргас - Кулантобе (287км), Коргас – Жетиген(290км). Проект строительства введён в число среднесрочных концессионных объектов на 2007-2009 годы.
Планируется, что уже в первый год эксплуатации, объём перевозок достигнет 5,6 млн тонн груза. При этом государство получает ряд существенных преимуществ. На 440км. сокращается расстояние до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии. Объем в 450 тыс.тонн груза, который перевозится через Коргас автомобилями, будет переориентирован на железнодорожный транспорт. Длина грузовых и пассажирских перевозок из Центральной Азии, Актау, Алматы в Китай сокращается на 500 км. Кроме этого, с вводом в эксплуатацию участка Шалкар – Бейнеу (470 км.), расстояние 3920 км от Актау до Цзинхэ сокращается до 3222 км. Реализация проекта приведет к появлению множества погрузочно – разгрузочных объектов (цена таких услуг – $3 за тонну груза), следовательно - новых рабочих мест и источников стабильного дохода.
Запуск в эксплуатацию железнодорожных участков Коргас – Сарыозек (Кулантобе, Жетиген) и Шалкар – Бейнеу дает Казахстану преимущества перед Европой, Ираном, странами Восточной, Центральной Азии и кавказского региона в острой конкурентной борьбе за транзитные перевозки.
Данный проект реализуется в соответствии с задачами Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года.
Алина Исмагулова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.