Тем самым в морскую деятельность Украины впервые вводится понятие траншипмента, отсутствовавшее в национальной законодательной базе (режим транзита контейнерных грузов без выхода за пределы пункта пропуска или зоны таможенного контроля, с таможенным оформлением без представления грузовой таможенной декларации и без применения мероприятий гарантирования доставки грузов). Как заявлено в преамбуле законопроекта, внедрение режима подразумевает упрощенную процедуру оформления контейнеров в транзитном сообщении. «Без внесения соответствующих изменений в Закон «О транзите грузов» внедрение системы трансшипмента является невозможным. Соответственно, украинские порты не имеют возможности привлекать новые контейнерные грузопотоки и получать дополнительные доходы от переработки грузов и обслуживания контейнеровозов», - констатировало Минтранссвязи, выступившее, наряду с Государственной администрацией морского и речного транспорта Украины, в числе инициаторов проекта.
Как подчеркнуто в законопроекте, инициатива принята с учетом того факта, что большинство основных судоходных контейнерных линий, работающих через порты Украины (включая Maersk, MSC, CMA CGM, CSAV Norasia, CSCL, Hapag Lloyd), перед заходом в Одесский и Ильичевский порты заходят в румынский порт Констанца, где уже реализован режим трансшипмента. Как прогнозируют украинские законодатели, внесение соответствующих изменений в действующее законодательство позволит переориентировать до 50% трансшипментных объемов Констанцы на украинские контейнерные порты. Перспективный грузопоток оценивается на уровне 0,4 млн TEU в год, что, по оценке парламента, способно вывести контейнерооборот портов Украины на докризисный уровень.
С учетом нынешнего уровня украинских грузовых тарифов, отдача от трансшипмента для портовой Украины прогнозируется на уровне $54 млн в год, при этом дополнительные доходы от портовых сборов составят не менее $4 млн.
Владимир Каткевич