По мнению менеджера, российский бизнес должен стать заметным игроком на этом рынке. Однако для зеленой экономики нужны новые решения по производству нового вида энергии. «Практически весь объем из 80 млн т водорода был произведен методом парового риформинга. Это не зеленый водород, если говорить об электролизе воды с использованием возобновляемого источника энергии, такого продукта произведено менее 1%. Это производство под большим вопросом, потому что дорого. 1 кг такого водорода стоит $5–7, а для того, чтобы он был конкурентоспособен, чтобы использовался, скажем, в металлургии, его стоимость должна быть $1–1,5, – говорит менеджер. – Нужны инновационные прорывные технологии, которые, наверное, быстро не появятся, их пока нет. Во-вторых, они не появятся сами по себе: нужны консорциумы, взаимодействие с базовыми научно-исследовательскими институтами, нужна помощь государства».
Об этой же проблеме заявил и глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Еще одним альтернативным источником энергии является водород. Однако для обеспечения 15–20% общего спроса на энергию за счет водорода, по оценке специализированной организации Energy Transitions Commission, до 2050 года потребуется почти $15 трлн, что в ежегодном выражении сопоставимо с расходами всего нефтегазового сектора. При этом водородная энергетика может стать экономически целесообразной только в случае ее обеспечения соответствующими объемами зеленой генерации, и 85% от этой впечатляющей суммы необходимо будет направить именно на нее», – сказал И. Сечин.
Отметим, что пилотным регионом в России, где должно быть налажено производство водородного топлива и организован масштабный переход на экологически чистые источники энергии, станет Сахалин. Губернатор Валерий Лимаренко сообщил, что островной регион должен достичь так называемой углеродной нейтральности к 2025 году. Этому будет способствовать реализация программ модернизации транспорта, энергетики, коммунального хозяйства, а также совершенствование системы обращения с отходами, что уменьшит парниковые выбросы в этих секторах на треть.
Недавно региональные власти подписали соглашение с «Росатомом» о создании водородного кластера на Сахалине. Достигнута договоренность с французской Air Liquide, производителем промышленных газов, об организации производства водорода (от 30 тыс. до 100 тыс. т ежегодно), немалую часть которого планируется экспортировать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но будут и местные потребители. В частности, через 3 года РЖД, «Росатом» и «Трансмашхолдинг» при поддержке правительства области рассчитывают запустить на Сахалине пассажирское пригородное сообщение с использованием поездов на водородных топливных элементах (сейчас используются рельсовые автобусы типа РА-3, работающие на дизтопливе).
Кроме того, вклад в снижение выбросов внесет другой экологический транспорт. К концу 2021 года все муниципальные образования Сахалинской области должны иметь зарядную инфраструктуру для электромобилей, это примерно 500 станций. До конца 2022-го сеть должна увеличиться до 1 тыс. электрозарядных станций.
Однако высказываются сомнения в массовом использовании в ближайшее время электромобилей, которые пока имеют высокую стоимость. «Уже сейчас автопроизводители признают, что электромобили в среднесрочной перспективе будут значительно дороже для потребителей, чем традиционные автомобили, – сказал И. Сечин. – Так, Карлос Таварес, глава автоконцерна Stellantis, недавно отмечал, что переход на электромобили может стать проблемой для европейского среднего класса, поскольку их стоимость до второй половины 2020-х гг. будет значительно, практически вдвое, выше, чем у обычных автомобилей».
Это же касается и общественного транспорта. «Переход на электробусы или водоробусы пока вряд ли кто, кроме Москвы, в состоянии себе позволить. Он примерно в 8 раз дороже, чем автобус с дизельным двигателем. А у нас, как известно, огромное число парка со сроком службы более 30 лет, и ему требуется обновление. Хотя поворот (на альтернативные виды топлива. – Прим. ред.) необходим», – говорит главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач.
Кроме того, добавляет он, для выпуска подобной техники в России, по сути, придется создавать новую отрасль, в том числе для создания литий-ионных батарей, водородных источников. «Ни одного нормального производства у нас нет, хотя и есть наработки», – заключил А. Клепач.