Март 2025 года стал непростым месяцем для российской железнодорожной сети. Погрузка на сети РЖД сократилась до 97,7 млн тонн, что на 7,2% меньше по сравнению с мартом 2024 года. Это снижение поразило многих финансовых аналитиков. Проблемы с движением вагонов продолжались, особенно по региональным маршрутам. На Востоке наблюдалось некоторое улучшение, однако значительные сложности сохранялись на южном и северо-западном направлениях, где продолжалась проблема с местами для выгрузки и перегрузкой вагонов.
По словам источников в ОАО «РЖД», предприятие было готово принять дополнительные объемы, если клиенты могли бы обеспечить место для порожних вагонов на путях необщего пользования. Однако ограниченная емкость таких путей и проблемы с их заполнением стали основными препятствиями для нормальной работы. В результате большая часть груза была перенаправлена на автотранспорт, что еще больше снизило объемы перевозок на железных дорогах.
Подробнее о ситуации на сети в наших материалах "Железнодорожников и в апреле потянет в минус" и "В Минтрансе РФ озабочены снижением погрузки и ищут компенсации".
Угроза закрытия угольных предприятий
Угольная промышленность России переживает тяжелые времена. Около 40 предприятий, расположенных в моногородах, стоят на грани закрытия из-за высоких убытков и сложных условий для дальнейшего развития. Максим Довгялло, ответственный секретарь комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу, сообщил, что помимо этих 40 предприятий есть еще порядка 20 угольных компаний с добычей 120 млн тонн, которые также могут закрыться, если не получат срочной поддержки.
Один из предложенных способов спасения отрасли – снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), что позволит перераспределить средства на повышение безопасности и экологические проекты. В условиях экономической нестабильности эта мера стала важной для сохранения рабочих мест и поддержки экономики угледобывающих регионов.
Оценка стоимости билетов на ВСМ Москва – Санкт-Петербург
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России заявила, что стоимость билетов на высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург, которая в настоящее время оценивается в 9 тысяч рублей, является конкурентной. Геннадий Магазинов, заместитель главы ФАС, отметил, что ценообразование на ВСМ будет оставаться свободным, так как для высокоскоростных поездов нет обязательного регулирования, в отличие от обычных железнодорожных перевозок. В то же время особое внимание будет уделено доступности регулируемых мест в плацкартных вагонах.
Согласно информации Минтранса, стоимость билетов к моменту запуска ВСМ в 2028 году составит 8905 рублей. Ожидается, что в будущем цена проезда может немного повыситься, но она все равно останется доступной по сравнению с авиаперелетами между столицами.
Проблемы с торговым флотом на Севморпути
Несмотря на значительный прогресс в расширении ледокольной группировки на Северном морском пути (СМП), Россия сталкивается с серьезными проблемами с торговым и снабженческим флотом. Председатель комитета Совфеда Андрей Шевченко подчеркнул, что для полноценного использования СМП необходимо строительство новых торговых судов. Дефицит флота, особенно танкеров, ставит под угрозу выполнение важных арктических проектов и надежность поставок в северные регионы страны.
Прогнозы показывают, что в 2023 году ставка фрахта может вырасти на 80%, что неминуемо повлияет на стоимость товаров, доставляемых на Крайний Север. Кроме того, проблемы с речным флотом усугубляют ситуацию, особенно в Ленском бассейне, где требования к безопасности судов, не имеющих двойных бортов и дна, могут привести к их запрету на эксплуатацию.
Подробнее в нашем материале по ссылке.
Поддержка автоперевозчиков: новые инициативы Минтранса
Министерство транспорта России предложило меры поддержки для автомобильных перевозчиков, учитывая рост эксплуатационных расходов и повышение лизинговых платежей. В рамках предложений, направленных в федеральные органы, рассмотрены как финансовые, так и нефинансовые инициативы, включая снижение налогов, улучшение условий для операторов и повышение безопасности на дорогах.
Также обсуждается создание реестра грузовых автоперевозчиков для борьбы с недобросовестной конкуренцией и повышение прозрачности рынка. Важным шагом стало предложение увеличения суточных выплат для водителей, что поможет улучшить условия труда и повысить конкурентоспособность отрасли.