В понедельник, 1 июня, во время проведения ремонтных работ обрушился железнодорожный мост в Кольском районе под Мурманском.
Из-за паводка была смещена и деформирована одна из опор моста, в результате железнодорожное сообщение с Мурманском прервано, в Кольском районе введен режим ЧС. Обрушившийся железнодорожный металлический мост введен в эксплуатацию в 1930 году, ремонтные работы (реконструкция) были выполнены в 2014-м.
В этот же день РЖД ввели запрет на погрузку в составы, которые должны направляться в Мурманский транспортный узел. Следующие в Мурманск грузы переадресовывают на ближайшие грузовые станции узла.
На следующий день губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что проектировщики приступили к проектированию решения ускоренной прокладки новой железнодорожной ветки в регионе после обрушения моста. Планируется, что новый мост запустят до конца июня. А. Чибис заявил также, что для максимально быстрого восстановления железнодорожного сообщения власти намерены подключить военных строителей, чтобы помочь оперативно провести взрывные работы.
3 июня источник, близкий к ситуации, заявил, что причиной обрушения железнодорожного моста, скорее всего, стала ошибка при его проектировании.
В этот же день Андрей Чибис и гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров осмотрели место обрушения моста.
О. Белозеров сообщил, что движение поездов в обход барьерного места по временному участку будет организовано до 23 июня.
Сегодня в администрации региона сообщили, что строители уже приступили к восстановлению пострадавшей от паводка железной дороги. Развертываются работы на обходном участке.
Обрушение моста вызвало серьезные нарушения в функционировании огромной логистической цепи. Подробнее об этом по ссылке.
Снижение погрузки на сети в мае на 5,4%
Погрузка на сети ОАО «РЖД» в мае текущего года составила 100,5 млн т, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот снизился на 6,6% и составил 209,9 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время уменьшился на 6,9% и составил 265,4 млрд т-км.
При этом за период январь – май 2020-го погрузка составила 508 млн т, что на 4,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В частности, за 5 месяцев текущего года железными дорогами было погружено 141,7 млн т каменного угля (-11% к январю – маю 2019 г..), 4,5 млн т кокса (-1,9%), 91,9 млн т нефти и нефтепродуктов (-5,3%), 49,8 млн т руды железной и марганцевой (+0,4%), 28,7 млн т черных металлов (-10,9%), 17,6 млн т лесных грузов (-5,9%), 9,6 млн т зерна (+14,9%), 51,1 млн т строительных грузов (+4,2%).
Подробнее о причинах снижения читайте по ссылке.
Снижение выручки в грузоперевозках на ж/д транспорте
По оценке института Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), снижение выручки ОАО «РЖД» и железнодорожных операторов в связи с падением погрузки в мае составило 20,7 млрд руб., а начиная с марта достигло 56,8 млрд. руб.
По расчетам ИПЕМ, объем снижения выручки ОАО «РЖД» в мае от сокращения груженых вагоноотправок составил не менее 6,7 млрд руб., порожних – 1,5 млрд руб. Потери операторов от снижения погрузки оцениваются ИПЕМ в сумму не менее 2,3 млрд руб., от снижения ставок – в 10,2 млрд руб. Таким образом, общий объем недополученной выручки в мае составил 20,7 млрд руб., а за последние 3 месяца – 56,8 млрд руб.
Как отметил заместитель генерального директора института Владимир Савчук, примерно половина потерянной выручки связана со снижением ставок операторов, на которые воздействует профицит парка на сети и снижение перевозок. «Эффект коронакризиса для железнодорожного транспорта остается значительным и вряд ли быстро нивелируется после преодоления пандемии. Тем не менее мы прогнозируем, что сокращение строгости мер противодействия вирусу окажет положительный эффект на работу отрасли, постепенно восстанавливая объемы перевозок», – отметил он.
Включение железнодорожных перевозок в перечень пострадавших отраслей
В первый день лета стало известно о том, что президент РФ Владимир Путин по итогам совещания по вопросам развития транспорта 7 мая 2020 года поручил включить в перечень пострадавших отраслей железнодорожные перевозки, а также внутренний водный транспорт. В этом перечне уже находятся авиапредприятия, предприятия туристической отрасли и стоматологии.
Напомним, что компании, вошедшие в список наиболее пострадавших от пандемии коронавируса, имеют право на отсрочку по уплате налогов и страховых сборов, по аренде, если предприятие снимает помещение, находящееся в государственной собственности, выплату на зарплаты сотрудникам при условии, что руководство сохранит штат.
Пострадавшим организациям могут предоставить беспроцентные кредиты на неотложные нужды и выплату зарплат. Есть возможность взять кредит на любые цели под 2% годовых.
Сокращение пассажирских перевозок на 67,6%
По данным ОАО «РЖД», в мае 2020-го на инфраструктуре было перевезено 33,6 млн пассажиров, что на 67,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них в пригородном сообщении отправлено 31,6 млн пассажиров (-66,4%), в дальнем следовании – 2 млн (-78,9%).
Пассажирооборот в мае составил 2,5 млрд пасс.-км, что на 76,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе в пригородном сообщении пассажирооборот составил 1 млрд пасс.-км (-66,6%), в дальнем следовании – 1,5 млрд пасс.-км (-80,5%).
Всего за январь – май было отправлено 320,6 млн пассажиров (-31,3% к январю – маю 2019 г.), из них в дальнем следовании – 26,3 млн пассажиров (-36,1%), в пригородном сообщении – 294,3 млн (-30,9%). Пассажирооборот на сети с начала года снизился на 34,6% и составил 29 млрд пасс.-км.