В Минтрансе РФ обсудили полученные из Минэнерго РФ предложения. В ОАО «РЖД» с ними не согласились. Заместитель министра транспорта Алексей Шило, по сути, вступил в полемику с угольщиками, поддержав идеи ОАО «РЖД» по поводу повышения тарифа на порожний пробег вагонов. Это следует из записи его выступления на совещании у министра транспорта РФ Романа Старовойта.
В целом позицию А. Шило можно представить так: во-первых, действующие правила для формирования тарифа на порожний пробег исторически построены для другой технологии работы парка вагонов – когда он находился под управлением холдинга. А когда весь парк – у частных операторов, то низкий тариф позволяет отправлять порожние вагоны на дальние расстояния. Это одна из причин, почему сегодня железнодорожная сеть работает плохо – есть встречные потоки порожних вагонов, операторы много перевозят «воздуха», отметил А. Шило.
Во-вторых, рынок предоставления подвижного состава – профицитный и высококонкурентный. Угольщики могут сами поработать над тем, чтобы снизить свои издержки. А на аренду вагонов приходится четверть от их транспортных затрат.
В-третьих, утверждение, что рост тарифа на порожний пробег всегда отражается в ставке оператора, не подтверждается рынком: в 2019 году, например, тариф подняли на 6%, а ставка снизилась на 35%. Таким образом, прямой корреляции нет, считает А. Шило.
На этом же совещании была озвучена также позиция ОАО «РЖД». Она заключается в том, что снижать тариф для угольщиков – это прямые убытки для холдинга. Тогда надо их компенсировать при индексации тарифа перевозчика на 2025 год.
Предложено проиндексировать тариф сразу с начала 2025 года на 10% и в течение полугода пересмотреть прейскурант 10-01 в сторону повышения по ряду позиций – с уточнением тех из них, которые были не донастроены.
Альтернативой может служить повышение ставки на порожний пробег вагона – скажем, на 40%. И тогда можно дальше не поднимать тариф на груженый рейс.
Это можно сделать, если рассматривать перевозку порожних вагонов как груз на своих осях.
Лесные перевозки: надежды и тревоги
На сегодняшний день внутренние железнодорожные перевозки лесных грузов являются наиболее стабильным сегментом рынка. В сравнении с январем – сентябрем 2023 года нынешние перевозки необработанной древесины для дальнейшей переработки на российских предприятиях увеличились на 2%, до 12,6 млн т. Рост отправок к прошлогоднему периоду составил 3,3%. Однако ситуация в ЛПК остается сложной, тем более общий объем перевозок леса и пиломатериалов, включая контейнерные перевозки, за 9 месяцев в сравнении с 2023 годом был снижен на 3%, до 21,9 млн т.
В частности, сократились поставки в Китай – до 5,3 млн т (-11%). По данным таможенной службы КНР, за 9 месяцев объем импорта леса и пиломатериалов снизился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а в сравнении с 2019-м – на 34%. Основные конкуренты России на китайском рынке – Новая Зеландия, США, Канада, Германия, Финляндия, Швеция. Но спрос снижается во всех рынках: США, Европы, Японии. Это приводит к усилению конкуренции между поставщиками, особенно за рынок Китая, который остается крупнейшим мировым импортером, отмечают в компании «ТрансЛес».
«Китай смягчает условия ипотечного кредитования. С сентября в ряде случаев ставка кредитования снизилась с нынешнего 4,3 до 4% и ниже. Унифицируется минимальный первоначальный взнос для первого и второго жилья до уровня 15% от стоимости недвижимости», – информирует аналитический центр «ТрансЛес».
Отечественные экспортеры ищут новые рынки и сегменты применения лесоматериалов. Экспортеры идут в Южную Корею. Спрос на номенклатуру обусловлен строительством нового флота на фоне растущих потребностей в транспортировке сжиженного природного газа.
«Несмотря на то, что сегодня эта продукция ориентирована на зарубежных клиентов, объем производственных мощностей наших фанерных комбинатов позволит удовлетворить и потенциальный запрос российских судостроительных заводов, которые сегодня только начинают формировать свои потребности в рамках создания отечественного танкерного флота», – заявил президент Segezha Group Александр Крещенко.
Число вагонов растет, а свободные места на сети – заканчиваются
Производство грузовых вагонов с начала года превысило 60 тыс. ед. Согласно предварительным данным, за 10 месяцев в стране произведено 60,9 тыс. вагонов, сообщает ОПЖТ. Это на 19% превышает объем за прошлогодний период. В структуре производства 38,7% приходится на полувагоны, 26,3% – на хопперы, 18,8% – на цистерны, 10,3% – на платформы, 7,8% – на крытые вагоны.
В целом выпуск подвижного состава по итогам 2024 года может возрасти до 72–75 тыс. Таким образом, это может стать максимальным объемом после 2019 года, когда было произведено 79 тыс. вагонов (в 2023 году в России выпущено порядка 63,5 тыс.).
Межде тем РЖД принимают меры по работе вагонных парков, идет оптимизация технологии перемещения порожнего подвижного состава и адресная работа с грузоотправителями. Перевозчик говорит об избыточности парка вагонов. Источник, связанный с рынком железнодорожных перевозок, сообщил РЖД-Партнеру о том, что перевозчик проводит неоднозначную политику. С одной стороны, он намерен отставить от движения на сети не менее 132,2 тыс. вагонов с разбивкой по дорогам дислокации и для этого активно использует палитру логконтролей. А с другой стороны, от клиентов стали поступать сведения о том, что на некоторых железных дорогах для тех, кто активно выражает недовольство, ослабили давление, включив ручной режим регулирования отправок парка – в обход АС ДМЗИ.
Вопросы, связанные с этой тематикой, будут обсуждаться на XXII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 12 декабря 2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д.5).
В рамках конференции состоится пленарная дискуссия, посвященная вопросам повышения качества оказываемых на сети РЖД услуг и эффективности эксплуатационной работы, а также 4 тематические дискуссии: о цифровизации на транспорте, производстве и ремонте парка, мультимодальных перевозках и тарифной политике. Кроме того, в программу конференции традиционно входит деловой завтрак – дискуссия с экономистами (по приглашениям) и вечерний фуршет.
Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы конференции.
Рынок должен подготовиться к очередному росту ключевой ставки
Центробанк опубликовал «Резюме обсуждения ключевой ставки», а также комментарий к обновленному среднесрочному прогнозу ЦБ. Основными предметами дискуссии стали частичная реализация обсуждавшихся на сентябрьском заседании проинфляционных рисков и появление новых проинфляционных факторов, причины замедления экономического роста, необходимость в дальнейшем ужесточении денежно-кредитных условий, шаг повышения ключевой ставки и сигнал. Рынок должен подготовиться к очередному росту ключевой ставки, об этом РЖД-Партнера рассказала Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
Ужесточение денежно-кредитных условий произошло по нескольким параметрам. Во-первых, повышение ключевой ставки до 21% – выше консенсус-прогноза рынка и нашего базового прогноза, во-вторых, жесткий сигнал о возможности ее дальнейшего повышения. И, главное, серьезный сдвиг вверх прогнозной траектории ключевой ставки на ближайшие два года, до 2026-го.
Одним из рассматриваемых вариантов было повышение ключевой ставки на 300 б. п. – до 22%. Как можно заключить из опубликованных материалов, выбор в пользу жесткого (а не умеренно жесткого) сигнала был обусловлен в том числе и тем соображением, что умеренно жесткий сигнал может сформировать у участников рынка преждевременные ожидания завершения цикла ужесточения денежно-кредитной политики. По мнению большинства участников обсуждения, хотя повышение ключевой ставки на ближайшем заседании не предопределено, его вероятность очень высока. Точнее, сохранение ключевой ставки на следующем заседании возможно только в случае существенного замедления устойчивой инфляции и возникновения факторов, которые могут привести к более быстрому возвращению инфляции к цели. Пока, по мнению участников обсуждения, предпосылок к этому мало.
На наш взгляд, жесткий сигнал Центробанка означает высокую вероятность повышения ключевой ставки на заседании 20 декабря, и (в отсутствие новых проинфляционных факторов) выбор может быть между повышением до 22 или до 23%. Новый базовый сценарий ЦБ предполагает диапазон средней ключевой ставки на 2025 год 17–20%. С учетом уже достигнутого уровня ключевой ставки и его вероятного дополнительного повышения в декабре этот прогноз предполагает, что в будущем году ключевая ставка будет в той или иной мере снижаться от пиков, достигнутых в конце этого года. Выбор времени и траектории снижения ключевой ставки будет зависеть от того, как быстро и насколько устойчиво будет происходить снижение инфляции и сокращаться положительный разрыв выпуска в экономике.