+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.03.2025 18:00:27
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

В 8,5 раза снизилась чистая прибыль ОАО «РЖД» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), если сравнивать показатель с 2023 годом, до 13,9 млрд руб. Эта новость – одна из самых обсуждаемых на 11 неделе 2025 года. А производители цемента намерены изменить законодательство и разрешить проезд цементовозам по региональным дорогам даже в период закрытия их на просушку. РЖД-Партнер о главных событиях второй рабочей недели марта.
Обзор событий недели
Для угля отладят экспортные направления

В Иркутской области за первые 2 месяца 2025 года объемы вывоза угля на экспорт в восточном направлении сократились на 45%. По данным республиканского правительства, в феврале была согласована отправка 195,7 тыс. тонн угля в восточном направлении, что втрое меньше результата годичной давности.

О снижении экспорта на восток свидетельствуют сами угольщики. Как сообщили в одной из компаний региона, в январе вывоз угольной продукции к среднемесячному показателю 2024 года упал вдвое, в феврале – в 4 раза. С конца прошлого года угольщики Хакасии начали отгружать экспортные грузы на запад. И в этом году РЖД обещают наращивать перевозки в западном направлении (всего в 2025 году может быть отгружено 86 млн тонн угля, на 20 млн тонн больше, чем в 2024-м).

Между тем это пока не компенсирует экспортерам Сибири потери на Восточном полигоне. Цены на энергоноситель на внешних рынках падают, а более сложная логистика через порты Юга и Северо-Запада еще сильнее сказывается на рентабельности.

Как уточняют в Хакасии, прямой убыток для предприятий отрасли от отправки 1 тонны угля в западном направлении составляет 800 руб., который необходимо компенсировать экспортом на восток. Только при таком балансе можно сохранять безубыточную деятельность.

Ситуация с вывозом угля из Хакасии обсуждалась в конце февраля на совещании у министра энергетики России Сергея Цивилева. Тогда же РЖД было рекомендовано обеспечить вывоз угля на экспорт в восточном направлении в объемах не меньше прошлогодних и компенсировать угольщикам потери января и февраля в течение последующих 6 месяцев.

При этом для угледобывающей отрасли важны меры поддержки. При отправке угля в западном направлении целесообразно снижение тарифов и предоставление скидок на транспортировку до 1–2 тыс. руб. за тонну, чтобы уравнять с доставкой на восток, отмечал первый зампред комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов.

В настоящее время поднимается вопрос о предоставлении скидки к тарифам РЖД в 12,8% на перевозки в сторону запада. На определенные послабления готовы пойти операторские компании и порты, однако им необходимы гарантии объемов вывоза. Один их крупных терминалов на черноморском побережье предложил скидку в 20% к текущим расценкам, правда, при условии предъявления к перевалке достаточно серьезного объема – более 500 тыс. тонн угля в месяц.

Что касается РЖД, то участникам угольной отрасли предложено направить в монополию обращение относительно введения скидок на перевозки в западном направлении. Кроме того, перевозчику совместно с операторами, стивидорами и угольщиками рекомендуется заключить соглашение в части выстраивания устойчивой технологии перевозки угля к портам Юга и Северо-Запада.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2024 году снизилась в 8,5 раза – до 13,9 млрд рублей

Чистая прибыль ОАО «РЖД» по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в 2024 году составила 13,9 млрд рублей, что в 8,5 раза меньше показателя 2023 года, следует из отчетности компании.

При этом показатель EBITDA за год вырос на 15% и достиг 846,7 млрд рублей. Общая выручка РЖД увеличилась на 8,6% – до 2,8 трлн рублей. Активы холдинга по итогам 2024 года также показали рост – на 15,6%, достигнув 10,3 трлн рублей.

Суд оштрафовал РЖД за изуродованный фасад вокзала

Басманный суд Москвы вынес постановление о наложении штрафа на ОАО «Российские железные дороги» за ненадлежащее содержание железнодорожного вокзала в Голицыне (Московская область), являющегося памятником архитектуры начала XX века. Точная сумма штрафа не уточняется, однако согласно законодательству за подобные нарушения юридическим лицам грозит штраф в размере от 200 тыс. до 5 млн руб. Основанием для штрафа стали результаты проверки, проведенной Московско-Смоленской транспортной прокуратурой. Было установлено, что к западному фасаду здания пристроены две крытые торговые палатки на бетонных металлических столбах, каждая площадью около 18 кв. м. Кроме того, на фасадах размещены 9 кондиционеров и 2 спутниковые антенны. Все это нарушает архитектурный облик памятника и ухудшает условия его сохранности. В связи с выявленными нарушениями прокуратура составила протокол об административном правонарушении, после чего суд вынес решение о взыскании штрафа с ОАО «РЖД».

Компания не признала своей вины, заявив, что железнодорожный вокзал в Голицыне частично передан в управление АО «Центральная ППК» и Управлению на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, а торговые павильоны принадлежат ООО «Арго». По мнению РЖД, именно эти организации несут ответственность за соблюдение законодательства в сфере охраны памятников. Однако суд установил, что здание станции остается на балансе ОАО «РЖД» и именно оно отвечает за его состояние.

Вокзал в Голицыне построен в 1905–1906 годах по проекту архитектора Льва Кекушева. В 2017 году ему присвоен статус объекта культурного наследия.

«Цемрос» намерен изменить законодательство

Автоперевозчики готовятся к просушке. Это сезонные ограничения на движение большегрузных транспортных средств по дорогам регионального, межмуниципального и местного значения. Дороги закрывают сроком в среднем на месяц по решению региональных властей. Обычно речь идет о максимальной нагрузке в 5–6 тонн на ось. Ограничения не распространяются на перевозку продуктов, а также на передвижение мусоровозов. В «Цемросе» рассказали РЖД-Партнеру, что попытались тоже войти в перечень исключений.

«Мы неоднократно пытались добиться справедливости на законодательном уровне. В частности, направляли свои правки к законопроекту № 742012-8 «О внесении изменения в статью 62 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о движении по автомобильным дорогам тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов), после первого чтения, предлагая ввести мораторий до 1 января 2028 года также и на перевозку цемента до полной настройки работы АСВГК в России. Рядом депутатов Госдумы наши предложения были поддержаны, и подготовлены поправки ко второму чтению законопроекта», – рассказывают в компании.

Однако Госдума отклонила предложения и поправки от производителей цемента. Исключения по штрафам за перегруз сделаны только для автомобилей, перевозящих коммунальные отходы.

«Основания для введения моратория на штрафы у нас одинаковые – невозможность равномерного распределения груза в кузове вследствие характеристик груза и возможностей его смещения в различных режимах перевозки. Однако каких-либо обоснований, чем наш груз принципиально отличается от отходов, получить нам не удалось. С этим решением мы категорически не согласны, так как считаем, что текущая ситуация наносит ущерб не только нашей компании, но и всей отрасли в целом. Планируем и дальше добиваться изменения ситуации на законодательном уровне», – заключают в компании.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions