В 2024 году грузоперевозки в сообщении с КНР достигли 175 млн тонн, что стало рекордом
По данным первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Павлова, в январе – феврале 2025 года перевезено уже более 30 млн тонн, что на 9,3% больше, чем за тот же период прошлого года. Замминистра транспорта Алексей Шило отметил, что Минтранс завершил реализацию всех ранее намеченных планов и сейчас формирует новые параметры развития. Ведется корректировка дорожных карт по развитию международных транспортных коридоров.
ОАО «РЖД» сохраняет инвестиционные проекты, несмотря на сложные условия. «Ни один из важных проектов не остановлен, ведется проектирование и строительные работы», – подчеркнул А. Шило.
Новая тарифная система РЖД с 2026 года вряд ли будет радикально отличаться от действующей
Основополагающий принцип, который должен найти отражение в новой модели, – справедливый экономически обоснованный тариф, который включается в составляющие для решения задач инфраструктурного развития и учитывает ключевые долговые индикаторы компании, об этом глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил в феврале 2025 года. Новая тарифная система, с его слов, начнет действовать уже с 1 января 2026 года.
Но по нашей предварительной информации, РЖД пока не готовы к таким радикальным изменениям тарифов, и нас, скорее, ожидает их «косметическое» сглаживание», об этом заявил директор по закупкам и логистике АО «ЦЕМРОС» Денис Назаров.
Важным в этой инициативе остается обеспечение баланса интересов всех отраслей промышленности на сети, потому что, «отсеяв все низкодоходное», можно остаться только – утрированно – с контейнерными перевозками и перевозками нефтепродуктов третьего класса. И какой эффект получит экономика от отказа в перевозке каменного угля, строительных грузов, металлургического сырья?
«Это сложная задача для регулятора – обеспечить баланс интересов с учетом транспортных издержек в конкретной отрасли, и мы всячески предостерегаем разработчиков данного тарифного руководства от резких решений, потому что с 1 января 2025 года были отменены скидки на перевозку минерально-строительных грузов, и стройматериалы ощутили повышенную тарифную нагрузку. Новые тарифные решения должны учитывать необходимость перевозки всех групп грузов и гармоничное развитие отрасли», – резюмировал Д. Назаров.
Широкомасштабных структурных изменений не прогнозирует и президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин: «Глобального пересмотра Прейскуранта № 10-01 мы, скорее, не увидим, учитывая то, что осталось мало времени на согласование. Поэтому вопросы будут решаться конкретно по направлениям. Можно предположить, что параметрическая модель сохранит свою формулу, которая была заложена в прейскуранте от 2003 года. Тогда что может обсуждаться? Например, вопросы классификации грузов. Саму трехклассовую систему менять в ближайшее время не будут, но вопрос «разброса» тарифного коэффициента по классам – вполне возможно. Под угрозой повышения тарифов остаются порожний пробег, контейнерные грузы. За счет того, что последние хорошо прибавляют в грузовой базе и вместе с тем был период их значительной недоиндексации, внутри компании определенно сложился перекос в затратах, и его надо компенсировать. Грузы первого тарифного класса тоже под угрозой – могут рассматриваться вопросы по дополнительному стимулированию к их перевозкам с корректировкой на поясах дальности», – поясняет эксперт.
TransRussia 2025: цифровизация сделает рынок перевозок прозрачным
«ГосЛог» может стать важным инструментом цифрового доверия среди участников логистического рынка. Об этом заявили на стратегической сессии «ГИС ЭПД и «ГосЛог»: цифровая трансформация транспортной отрасли». Цифровизация не только поможет обелить рынок перевозок, но и сделает его более прозрачным, отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
«Это очень полезно с точки зрения оптимизации расходов по всей логистической цепочке. Это выгодно как для финансовых институтов и страховых компаний, так и для конечного клиента», – подчеркнул он.
В ТГ FESCO о цифровизации задумались давно, признался вице-президент по информационным технологиям компании Дмитрий Суровец.
«Мы уже проходим второй этап цифровой трансформации. Можно сколько угодно совершенствовать внутренние процессы, но важно учитывать и внешнюю среду», – отметил он.
По его словам, цифровые системы компании соответствуют мировому уровню, но для дальнейшего развития необходимо не просто стоять на месте, а двигаться вперед быстрыми темпами.
«Бежим, меняемся», – добавил он.
Д. Суровец подчеркнул, что удалось наладить взаимодействие с таможенными органами, Россельхознадзором и партнерами из РЖД. Однако для дальнейшего сокращения времени пребывания контейнеров на терминалах и в портах необходимо решить проблемы нормативно-правового регулирования и учесть интересы других участников рынка.
«Когда мы узнали о создании «ГосЛог», сразу выразили готовность присоединиться к проекту», – заявил он.
Цифровые двойники – это не просто визуализация для топ-менеджеров, а полноценный рабочий инструмент, считает Д. Суровец.
«Они позволяют в реальном времени видеть ситуацию и расширять горизонты планирования», – пояснил он.
В 2024 году в рамках Национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог» была запущена система «единого окна» для взаимодействия государства и перевозчиков. Также стартовал эксперимент по созданию, апробации и внедрению «ГосЛог».
«Мы запустили пилотный проект на 11 маршрутах – импортных, экспортных и внутрироссийских. Это позволило выявить проблемные точки и подтвердить наши гипотезы», – сообщил Д. Суровец.
Он добавил, что общее цифровое пространство объединило рынок, и эксперимент подсветил «серые зоны» перевозок. Среди ключевых проблем:
- дублирование документов;
- отсутствие их электронных версий;
- недостаток единого окна для взаимодействия между участниками перевозки и надзорными органами.
Директор по развитию бизнеса ГК «Калуга Астрал» Степан Терехин отметил, что для дальнейшего совершенствования системы необходимо расширять перечень документов в цифровом виде.
«Это касается не только новых типов перевозок. Нам важно обратить внимание на проблемы автоперевозок, где по-прежнему есть слабые места», – подчеркнул он.
С ним согласился Д. Суровец, подчеркнув важность совместной работы рынка.
«Когда ты один в поле и не понимаешь, куда двигаться, можешь прыгать, можешь присесть – но результат не изменится. Только совместные усилия приведут к реальным изменениям», – заключил он.
Операторы на сети все равны, но некоторые хотят больше
ОАО «РЖД» заключили с пятью операторами договоры об информационном взаимодействии. Но, по мнению других участников рынка, документ создает риски неравенства между владельцами парков. И теперь на ряде направлений для одних операторов действуют конвенционные запрещения и логконтроли со стороны ОАО «РЖД» на прием к перевозке порожних вагонов, а вагоны собственности/аренды некоторых операторов стали принимать к перевозке без ограничений.
В качестве примера участники рынка привели ситуацию с вагонами АО «ФГК» – эта компания заключила договор об информационном взаимодействии – для вывоза продукции, производимой крупнейшими металлургическими предприятиями страны ПАО «ММК» и предприятиями Группы «Металлоинвест».
Например, с 14 января по 6 февраля текущего года для ряда операторов ОАО «РЖД» вводило конвенционные ограничения на прием к перевозке порожних полувагонов назначением на ст. Стойленская (ЮВЖД, в адрес АО «Лебединский ГОК»). При этом в данный период ОАО «РЖД» было принято к перевозке свыше 1700 вагонов собственности/аренды АО «ФГК», несмотря на действие конвенционного запрета.
Аналогично в адрес ПАО «ММК» вагоны собственности/аренды АО «ФГК» прибывали под выгрузку без последующей погрузки. Несмотря на неоднократные обращения комбината парк простаивал и занимал инфраструктуру станции и предприятия. В итоге чтобы избежать паралича в работе предприятия непрерывного цикла, комбинат был вынужден начать погрузку в вагоны АО «ФГК».
Как следствие – вагоны других собственников простаивали в брошенных поездах. По данному поводу направлен запрос в ОАО «РЖД». Ждем дополнительных разъяснений. Ранее на совещании в ОАО «РЖД» (протокол имеется в редакции РЖД-Партнера) было сказано, что в последние годы парк грузовых вагонов превысил 138 млн ед. Это привело к дисбалансу между количеством вагонов на сети. И сложившаяся ситуация потребовала комплексного регулирования технологического характера.
Итогом проделанной работы стали договоры между владельцем инфраструктуры и владельцами вагонов, который полностью соответствует действующему законодательству, считают в холдинге, поскольку основой для его разработки послужило право ОАО «РЖД» как собственника инфраструктуры определять порядок ее использования для обеспечения устойчивой и эффективной работы железнодорожного транспорта. И это в полной мере соответствует ст. 1 ФЗ «О железнодорожном транспорте». Цель договора заключается в урегулировании условий нахождения вагонов на инфраструктуре вне перевозочного процесса, указывалось в материалах совещания.