Погрузка со знаком минус: неутешительные годовые результаты для РЖД
На 4,6% по отношению к прошлому году упала общая среднесуточная погрузка в 2024 году. В сегменте угля падение составило 6,5%: 899,2 к 961,4 тыс. тонн в сутки.
«РЖД не догружают по суткам примерно 158 тыс. тонн с начала года, соответственно, в 2024 году потери составят более 50 млн тонн грузов. Если выразить данный показатель через количество поездов, то в сутки РЖД не догружают от 23 до 28 ниток графика, при этом количество брошенных вагонов на сети РЖД по отношению к прошлому году сократилось на 29%. Основное количество брошенных поездов сегодня на корреспонденции с Западно-Сибирской на Дальневосточную железную дорогу, где суммарно брошено 525 поездов», об этом на международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
С его слов снижение погрузки в 2024 году – не только потери для РЖД и участников рынка, но и одна из причин решений монополиста внести тарифные изменения, чтобы замаскировать внутренние проблемы: РЖД грозит невыполнение финансовых показателей по итогам года. Среднемесячный срез динамики погрузки 2024 года показал, что январь был самым худшим месяцем – показатель в некоторые даты падал до 2700 тыс. тонн, а самым хорошим месяцем стал апрель, значения погрузки колебались от 3200 до 3500 тыс. тонн. Достаточно средним стал ноябрь с диапазоном 3000–3300 тыс. тонн, хотя в конце месяца погрузка показывала отрицательную динамику.
«Значения среднемесячной погрузки, которые обеспечивают устойчивую работу железных дорог, обычно колеблются в пределах 3,4–3,5 млн тонн в сутки, а критической ситуация становится, когда погрузка уходит ниже 3 млн тонн в сутки. В 2024 году такой объем погрузки в среднем по месяцам наблюдался часто. Это позволяет говорить о том, что РЖД по итогам года не выполнят свои финансовые показатели, и финансовая устойчивость компании находится в критической точке. Несмотря на то, что доходная ставка по большинству грузов хоть и находится в зеленой зоне, для РЖД это все равно близко к нижнему уровню доходности», – отметил Павел Анатольевич.
Однако на этом фоне вполне объяснимыми становятся решения, принятые компанией за последнее время: эксперт в докладе проанализировал, насколько заявления первых лиц РЖД будут соотноситься с реальными показателями. Так, в конце ноября заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» Дмитрий Мурев заявлял, что в декабре в компании ожидают роста погрузки впервые за год – по итогам ноября в ЦФТО «РЖД» планировали выйти на показатель 99,8 млн тонн грузов, а в декабре – 104,5 млн тонн. При выполнении этих нормативов погрузка по итогам года может достичь 1190,9 млн тонн, что на 3,4% ниже показателя 2023 года, но все-таки позитивный сценарий. Если раньше у экспертов отрасли и даже у самого главы РЖД Олега Белозерова возникали сомнения на этот счет, то сейчас, максимально близко к концу года, в ход пошли факты, закрывать глаза на которые точно не получится: «Если смотреть среднесуточную погрузку через месячный срез, то ее динамика во второй половине года отличается от динамики 2023 года, и заявления Дмитрия Мурева, что в ноябре и декабре РЖД смогут компенсировать часть потерь и выйти на достаточные показатели, скорее всего, нереализуемы. Знаменитый тезис, что «в первой декаде мы падаем, во второй думаем, а в третьей грузим», имеет место быть. В 2024 году именно в такой парадигме и осуществлялась среднесуточная погрузка, что видно в подекадном разрезе по большинству месяцев – в третьей декаде действительно догружаем то, что не получилось сделать в первой. Кроме того, именно в третьей декаде железнодорожники просят взять часть погрузки с первых чисел следующего месяца и перенести ее на конец текущего месяца для выполнения плана», – заключил П. Иванкин.
Крушение самолета «Азербайджанских авиалиний»
Об аварийной ситуации на Embraer ERJ-190, следовавшего по маршруту Баку-Грозный стало известно 25 декабря. ГП «Казаэронавигация» получил сообщение о нарушении рулевого управления. В воздушном судне находились 105 пассажиров, 5 экипажа.
В казахстанский Актау в центр судмедэкспертизы с места катастрофы азербайджанского самолета доставили 38 тел, опознаны семеро. Об этом сообщает МЧС республики. Среди погибших – шесть граждан Казахстана и три члена экипажа. Доподлинно известно о шести выживших, они находятся в крайне тяжелом состоянии, сообщила министр здравоохранения Казахстана Акмарал Альназарова.
«Отправлены 22 бригады скорой помощи и шесть бригад ЦМК (центр медицины катастроф). Областная многопрофильная больница (МОБ) подготовила 30 коек хирургического и травматологического профиля и 10 реанимационных коек. Областная детская больница (ОДБ) также подготовила 20 коек и 10 реанимационных коек. На сейчас в МОБ доставлено 14 пострадавших, на уровне приемного покоя проводится сортировка. Из 14 доставленных пятеро – тяжелые, госпитализируют в реанимацию. В ОДБ поступил ребенок 11 лет - проводят обследование на уровне приемного покоя. Также везут еще одного ребенка 16 лет», - сообщили в Минздраве.
Разбившийся в Казахстане самолет AZAL в последний раз проходил техосмотр в октябре 2024 года, сообщает перевозчик.
«С момента последней проверки самолет налетал 671 час», – сказали в компании «Азербайджанских авиалиний».
Самолет произведен в 2013 году. С тех пор он совершил 9 949 посадок, общий налет – 15 257,22 часа. В оперативном штабе на месте ЧС сообщили о найденном речевом самописце. Со слов специалистов визуально он в удовлетворительном состоянии и подлежит расшифровке.
«Азербайджанские авиалинии» приостановили рейсы из Баку в Грозный и Махачкалу до завершения расследования, связанного с крушением самолета вблизи города Актау. В авиакомпании уточнили, что полеты по остальным направлениям выполняются согласно штатному расписанию.
Кабмин утвердил приоритеты вывоза грузов по железной дороге с 1 января 2025 года
С 1 января 2025 года в России начнут действовать правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Об этом сообщил министр транспорта РФ Роман Старовойт. В рамках изменений приоритетность перевозки угля и нефтепродуктов по железной дороге будет снижена с третьей категории до шестой.
«На площадке правительства РФ принято решение о переходе с 1 января на правила недискриминационного доступа, чтобы доступ к экспорту имели не только угольные грузы, но и более высокодоходные для экономик регионов и РЖД», – пояснил Р. Старовойт.
Министр отметил, что структура грузопотоков на 2025 год пока окончательно не утверждена. Однако вывоз угля в следующем году не должен снизиться по сравнению с 2024 годом.
«Буквально в эти дни согласовываются объемы и структуры грузов, чтобы не поставить в ущемленное положение угледобывающие регионы, прежде всего Кузбасс. Здесь нужно обеспечить вывоз продукции не ниже, чем в завершающемся 2024 году, именно на это мы нацелены», – добавил он. Р. Старовойт уточнил, что власти совместно с РЖД ищут баланс между интересами регионов и страны в целом. Он подчеркнул, что многие регионы заинтересованы в доступе к Восточному полигону и возможности вывоза своей продукции, включая хлеб, металлы, удобрения и контейнеры, в порты Дальнего Востока.
Правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре призваны обеспечить равные условия для всех участников перевозочного процесса. Согласно текущей системе, пассажирские, международные, почтовые и ремонтные перевозки имеют приоритет над грузовыми, которые ранжируются по значимости.
Новогоднее чудо: станция метро «Горный институт» открыта
Открытие станции «Горный институт» – переломное событие, не просто главное событие года, а – знаковое, так отреагировал глава Петербурга Александр Беглов на открытие станции. В последний раз он открывал метро пять лет назад, в 2019 году. Но тогда станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» в составе фиолетовой, фрунзенско-приморской пятой линии открывали дважды. Первый раз – торжественно, а потом их почти тут же закрыли. Второе открытие уже не было столь торжественным.
Спустя шесть минут после открытия на станции «Горный институт» остановился эскалатор на спуск. Еще через две минуты – эскалатор на подъем. По громкой связи перед пассажирами извинились и сказали: «Эскалаторы новые, всё бывает». Очевидцы передают, что лифты тоже не работают, а на табло горит надпись «Неисправность».
Глава метрополитена Евгений Козин назвал сбой техническая остановка.
«Была устранена причина, эскалаторы запущены. Такое может происходить, когда активный пассажиропоток», - сказал он журналистам
Станция «Горный институт» стала конечной на четвертой зеленой линии метро. Власти намерены не снижать темпы подземного строительства.
«Это уже третья станция на Васильевском острове и показатель того, что мы вывели метростроение Петербурга из кризиса», – передает пресс-служба правительства слова Александра Беглова.
С его слов разработаны актуальные проекты, а планы развития метро зафиксированы в Генплане города до 2040 года. Также Метрострой обеспечен необходимым финансированием, подчеркнул городской глава. Ещё одним знаковым событием уходящего года Александр Беглов назвал перевод в Петербург соответствующей экспертизы в сфере метростроения.
«До сих пор наши проекты в Москве рассматривали в порядке общей очереди наряду с другими проектами особой сложности всей страны. Сейчас город получает серьезный выигрыш по времени без ущерба для качества экспертизы», сказал он и добавил, что к строительству метро на юге Петербурга могут привлечь новую компанию. По его словам, задача города — снизить сроки и стоимость строительства не в ущерб качеству.
«Такая возможность не исключена по привлечению других подрядных организаций, но решений во вред "Метрострою Северной столицы" принимать не будут», — добавил он.
Новый год внутри России можно отметить дважды
Бронирование по некоторым направлениям превышает прошлогодние показатели на четверть, сообщает пресс-служба Минэкономразвития. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ: число бронирований в отелях Минеральных Вод увеличилось на 26% относительно прошлого года, в Ялте – на 23%, в Махачкале – на 18%, в Пятигорске и в Краснодаре – на 15%, во Владикавказе – на 11%, в Геленджике – на 5%, данные предоставляет сервис онлайн-бронирования отелей и апартаментов «Островок».
«Ежегодно время новогодних каникул – период семейных путешествий, многие отправляются в поездки с детьми, выбирая крупные города, санатории или горнолыжные курорты. На первый план выходят качественный сервис и насыщенная программа, разнообразие туристических услуг в период отдыха», – прокомментировал статистику директор департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития России Георгий Груша.
Вологда – одно из самых быстрорастущих направлений этого года. На этих новогодних праздниках здесь выросло число бронирований на 25%. Владивосток в этом перечне тоже есть, здесь бронируют отели на 10% чаще, чем годом ранее, а в Зеленогорске, городе на русской Балтике, – на 11% чаще, в Калининграде рост бронирований вырос на 5%, а в Екатеринбурге – на 8%. В десятке популярнейших направлений Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Калининград, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ярославль, Краснодар, а также горнолыжный курорт «Красная Поляна».
Услугу по двойной встрече Нового года предлагает авиакомпания «Победа». Сделать это могут пассажиры, которые вылетают из Перми в Москву 1 января: лайнер в небо поднимается в 00.05 по местному времени, опережающему московское на 2 часа, соответственно, в аэропорт Внуково он прибудет за 5 минут до наступления в столице Нового года. На борту обещают развлекательную программу с караоке, угощениями и подарками.
У пассажиров, путешествующих по железнодорожной сети, тоже есть шанс дважды встретить 2025 год в пути благодаря смене часовых поясов. Для этого надо не опоздать на поезд № 66, следующий по маршруту Тольятти – Москва. Он отправляется 31 декабря из Тольятти, звон курантов раздастся на отъезде от станции Базарной в Ульяновской области, а еще раз повторится между Инзой и Рузаевкой, это уже в Пензенской.
Еще один вариант: поезд № 105 Оренбург – Санкт-Петербург. От отходит 31 декабря. Первый раз загадать новогоднее желание, которое обязательно исполнится, можно в Оренбуржье, второй раз – в Самарской области. Поезд № 77, следующий из Абакана в Москву, тоже предлагает услугу по встрече Нового года: здесь празднуют первый раз по новосибирскому времени, а затем по омскому. Но вот шампанское… В РЖД распитие спиртных напитков не приветствуют. Обещают чай и кофе. За деньги пассажиров.