27 апреля состоялся деловой семинар «Вези или плати: каковы тарифные приоритеты РЖД в 2021 году?», организованный редакцией РЖД-Партнера. Участники семинара рассмотрели такие вопросы, как принцип «вези или плати» и тарифные меры для обеспечения приоритетного доступа к железнодорожной инфраструктуре в узких местах; соблюдение условий недискриминационного доступа и баланса интересов всех грузоотправителей; новый порядок, действующий с 1 января 2021 года; тарифы для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, в том числе принадлежащего ОАО «РЖД», и очередные тарифные предложения от РЖД.
Напомним, что на 2021 год тарифы железнодорожного перевозчика были проиндексированы по принципу «инфляция минус». И главным вопросом обсуждения стало – получат ли в итоге грузоотправители ожидаемый рост пропускной способности инфраструктуры от тех средств, которые должны поступить на ее развитие за счет повышения тарифов?
В частности, заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что высокодоходные грузы переключаются на фуры хотя бы потому, что автотранспорт едет быстрее. Кроме того, оформление документов и подача фуры осуществляются в считаные часы, а время от заявки на вагон до погрузки занимает несколько суток. Это объясняет, почему в Прейскурант № 10-01 периодически вносили поправки. Правда, в последние 6 лет эти процедуры были сведены к минимуму. Поэтому образовался очередной дисбаланс: доходы ОАО «РЖД» в 2010–2019 гг. увеличились в 1,5 раза, а размер инвестиционной программы – в 2,1 раза.
А президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин в разговоре о внедрении принципа «вези или плати» отметил, что оно связано с определенными рисками для клиентов: ОАО «РЖД» хочет обеспечить максимальные гарантии для своих инвестиций, но что будет с мировой конъюнктурой в 2025 году, никто не знает. В свою очередь, перевозчик должен быть готов подхватить все грузопотоки, которые могут появиться на горизонте указанного периода.
Вместе с тем, как считают клиенты, принцип индексации тарифов в 2021 году работает на сети не так, как надо, полагает председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Евгений Реутов.
Данное обстоятельство сдерживает объемы инвестиций предприятий в развитие.
На деловом семинаре также были подробно рассмотрены и другие аспекты тарифной системы перевозчика. Один из них касался либерализации тарифов и обновления Прейскуранта № 10-01.
С учетом фактора снижения доли регулируемого сегмента в затратах грузоотправителей предполагаемая разработка нового прейскуранта имеет практически нулевое регуляторное воздействие на рынок железнодорожных транспортных услуг, сообщил президент Института развития транспортных систем Александр Синев. А это чревато серьезными последствиями для рынка железнодорожных перевозок.
Добавим, что следующее мероприятие, которое организует редакция РЖД-Партнера, станет заседание дискуссионного клуба «Открытый разговор» 12 мая на тему «Государственно-частное партнерство в сфере развития городского электротранспорта».
Привлечение осужденных к строительству БАМа
В начале недели стало известно, что правительство рассматривает возможность привлечения осужденных к строительству Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
По поручению кабмина до 14 мая Минтранс, ФСИН и РЖД должны принять решение по данному вопросу.
Дефицит рабочих кадров на Восточном полигоне наблюдается уже не первый год. С 5 апреля, по сообщению Минобороны, подразделения Пятой отдельной бригады Железнодорожных войск ВС России приступили к строительству второй ветки БАМа. Кроме того, на прошлой неделе сообщалось, что до 2024 года железнодорожники Восточного военного округа планируют построить почти 100 км вторых путей на БАМе.
Но участники рынка высказали предположение о том, что железнодорожные войска ускорят строительство БАМа.
На данный момент РЖД мобилизовали из необходимых 15 тыс. строителей только около 5 тыс.
Строительство нового вокзала Восточный
На днях началось благоустройство территории у строящегося в Москве вокзала Восточный. Оно пройдет в два этапа. На первом этапе планируется заменить асфальтобетонное покрытие тротуаров и благоустроить пешеходные дорожки.
В III квартале стартуют работы по организации удобных подъездных путей к вокзалу. На проезжей части обновят асфальтобетонное покрытие, тротуары отделят бордюрным камнем, обустроят парковки, установят два остановочных павильона. Общая площадь работ составит 4,2 га. На прилегающей к новому вокзалу территории планируется разбить свыше 13 тыс. кв. м газона, установить фонари, лавочки и урны. Завершить работы планируется осенью.
Восточный железнодорожный вокзал является первым строящимся в столице за последние 100 лет. Терминал войдет в ТПУ Черкизово, тем самым объединит метро, МЦК, и МЦД и будет принимать поезда дальнего следования, которые сегодня прибывают на Курский вокзал. Встреча первых пассажиров запланирована на 29 мая – день перехода на летний график движения поездов.
Корреспондент РЖД-Партнера отправился на площадку строительства и выяснил, как идут работы.
Выделение 11 млрд руб. на развитие железнодорожной отрасли
Как заявил во вторник, 27 апреля, на заседании кабмина премьер-министр РФ Михаил Мишустин, правительство РФ выделит почти 6 млрд руб. пригородным пассажирским компаниям на сохранение маршрутов электричек, еще 5,5 млрд руб. будет направлено на поддержку пассажирских поездов дальнего следования.
Как отметил М. Мишустин, за счет этих средств правительство надеется сохранить доступные по цене билеты, обновить подвижной состав, включая приобретение новых, более современных и удобных вагонов.
Запуск движения по всей ЦКАД
По сообщению «Автодора», на III квартал 2021 года намечен запуск движения по всему контуру Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). При этом, как уточнил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, последний 25-километровый участок планируется достроить летом.
«На данный момент строительство ЦКАД практически завершено. Последний 25-километровый участок, который запустим уже этим летом, находится в высокой степени готовности. Его готовность оцениваем в 83%, работы ведутся круглосуточно», – сказал М. Хуснуллин.
По словам председателя правления ГК «Автодор» Вячеслава Петушенко, на данном участке расположено 21 искусственное сооружение, готовность которых составляет от 80 до 95%. Строители также ведут работы по отсыпке основного хода земляного полотна и устройству нижнего слоя основания из щебеночно-песчаной смеси. Кроме того, параллельно благоустраивают полосы отвода и подмостовое пространство, устанавливают дорожные и информационные знаки, металлические барьерные ограждения и шумозащитные экраны. Всего на первом пусковом комплексе ЦКАД задействовано порядка 1,3 тыс. человек и 150 ед. дорожно-строительной техники.