По оперативным данным РЖД, в марте 2025 года оборот вагона составил 519,3 часа (21,6 суток). Это лучший показатель с начала года: в феврале – 524,4 часа (21,85 суток), в январе – 541,8 часа (22,57 суток).
Разложив данные по элементам, аналитики отметили следующие изменения: в движении вагон находился 76,3 часа, или 3,2 суток (в феврале – 78,3 часа), под грузовыми операциями – 271,3 часа, или 11,3 суток (против 275,3 часа в феврале). Ухудшилась ситуация на технических станциях – 161 час (в феврале – 159,8 часа), а вот на промежуточных – небольшое улучшение: 10,7 часа против 11.
Однако в годовом сравнении динамика отрицательная: в марте 2024 года оборот вагона был 466,6 часа (19,4 суток), что на 11,3% лучше текущего результата.
Скоростные характеристики сети также немного улучшились. Участковая скорость составила 39,4 км/ч (в феврале – 38,8 км/ч), техническая скорость – 43,3 км/ч против 43,2 км/ч месяцем ранее.
Минтранс поддержал идею ограничения приписки новых вагонов
Минтранс РФ рассмотрел предложения по ограничению регистрации новых вагонов на сети. Это ответ на проблему переизбытка подвижного состава, сказывающегося на уровне загрузки и качестве перевозок. Планируется наделить министерство правом устанавливать правила приписки, внеся изменения в ст. 17 ФЗ № 17 «О железнодорожном транспорте».
Также обсуждаются поправки в правила пономерного учета подвижного состава, расширяющие перечень документов для приписки. Дополнительно предложено изменить правила приписки к станциям общего пользования, включая основания для отказа.
Меры направлены на системное ограничение притока новых вагонов, что, по мнению ведомства, позволит повысить эффективность управления парком. Ранее уведомительный характер приписки был заменен на разрешительный, теперь речь может пойти о квотировании и территориальной привязке вагонов.
Сложности с регистрацией могут усилить спад в производстве вагонов: в марте выпуск снизился на 8,3% к аналогичному периоду 2024 года, по данным участников рынка.
Высокоскоростной проект выходит на производственный этап
Подготовка к строительству ВСМ Москва – Санкт-Петербург выходит на новый уровень. В Твери планируют расширение промтехнопарка ГК «Ключевые системы и компоненты» – на его базе построят новые корпуса для выпуска компонентов будущих составов. Как отметил директор компании Тарас Спивак, речь идет о глубокой технологической модернизации.
На «Уральских локомотивах» готовятся к началу серийного производства электропоездов для ВСМ. По словам гендиректора ГК «Синара» Виктора Леша, выпуск первых составов стартует почти одновременно с завершением сертификации. Контракт с РЖД на 12 млрд руб. предусматривает производство двух опытных восьмивагонных составов с возможностью сцепки. Проектная скорость поездов – до 400 км/ч, эксплуатационная – 360 км/ч.
В Москве определены четыре остановочные точки ВСМ: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград – Крюково. Каждая обеспечит пересадки на метро и МЦД. Поездка между двумя столицами займет всего 2 часа 15 минут. К 2030 году планируется поставка 43 составов нового поколения.
Производство «Ласточек» завершено – на смену приходит «Финист»
На заводе «Уральские локомотивы» официально завершено производство электропоездов «Ласточка». Теперь предприятие сосредоточено на выпуске новой серии поездов «Финист». Об этом сообщил руководитель центра управления проектами Григорий Голубев.
«Финист» разрабатывался как преемник с учетом опыта эксплуатации «Ласточек». Новая модель оснащена модернизированной тяговой системой и позволяет быстро конфигурировать составы разной длины. Уделено внимание комфорту – новые кресла, информсистемы, планировка.
Проект реализован на российской технологической базе, скорость – до 160 км/ч. Электропоезд оснащен системой рекуперации энергии и полностью адаптирован к внутреннему рынку после ухода Siemens.
Globaltrans направит почти $800 млн на дивиденды
Совет директоров Globaltrans утвердил выплату специальных промежуточных дивидендов в размере 335 руб. на каждую обыкновенную акцию. Общий объем выплат составит 59,7 млрд руб., что эквивалентно примерно 95% от суммы, вырученной от продажи железнодорожных активов.
«Одобрить распределение специального промежуточного дивиденда в размере 335 руб. на одну обыкновенную акцию компании, предоставляющую право на получение дивидендов, что в целом составляет 59 736 616 765 руб., учитывая, что общее количество обыкновенных акций компании, предоставляющих право на получение дивидендов, составляет 178 318 259 штук, а также принимая во внимание, что акции, права на которые удостоверяют глобальные депозитарные расписки, учитываемые на балансе компании, являются казначейскими и не предоставляют прав на получение дивидендов», – говорится в сообщении компании.
Дата фиксации реестра акционеров назначена на 18 июня 2025 года, выплаты пройдут в течение трех месяцев.
Россия и Абхазия возобновляют прямое авиасообщение
Минтранс РФ сообщил о начале продаж авиабилетов на рейсы из России в Абхазию. Первый полет Москва – Сухум авиакомпании «ЮВТ Аэро» запланирован на 3 мая. А с 6 мая начнутся рейсы из Нижнего Новгорода – их выполнит авиакомпания «Икар».
Китай отправил первый поезд года по маршруту Китай – Европа
16 апреля из Пекина вышел первый в 2025 году грузовой поезд по маршруту Китай – Европа, конечная точка – Москва. Состав преодолеет около 9000 км за 16 дней. В 2024 году было выполнено рекордное число рейсов – свыше 18 000, и начало нового цикла символизирует устойчивость и рост транспортных связей между Китаем и Европой.
Энергетическая стратегия РФ до 2050 года утверждена
Премьер-министр Михаил Мишустин объявил об утверждении обновленной Энергетической стратегии России. Документ охватывает период до 2050 года и нацелен на устойчивое развитие нефтегазовой отрасли, энергомашиностроения и транспорта. В числе приоритетов – расширение газификации, развитие переработки, увеличение пропускной способности портов, интеграция газовых сетей и активное использование Севморпути.
Порт Силламяэ полностью выкуплен эстонским бизнесом
7 апреля эстонский бизнесмен Тийт Вяхи завершил сделку по выкупу долей российских партнеров в порту Силламяэ. Теперь 100% акций принадлежит концерну AS Silmet Grupp. Порт остается значимым логистическим узлом, однако его будущее Т. Вяхи называет пока неопределенным. Половина территории порта готова к передаче в аренду.