Планы по обновлению ГЭТ рассматривались на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
По словам директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергея Семенова, сейчас в обновлении нуждается 70% инфраструктуры городского электрического транспорта и 45% подвижного состава. Из 7,9 тыс. троллейбусов примерно 2,8 тыс. старше 15 лет, а из 7,4 тыс. трамваев 4,2 тыс. эксплуатируются более 25 лет. Соответственно, этот парк нуждается в первоочередной замене.
«За последние 30 лет инфраструктура и подвижной состав сильно пришли в упадок. Никаких мер федеральной поддержки (до 2020 года) не было, все было отдано на откуп регионам», - сказал С. Семенов.
Средства от старения
С 2020 года поставлено 428 троллейбусов и 146 трамваев в рамках различных программ. Меры поддержки за счет федерального центра планируется расширить. В этом году предполагается закупить уже 831 транспортное средство: 215 троллейбусов, 321 трамвай, более 290 электробусов.
Сегодня пополнение парка происходит за счет нацпроекта БКД (в него включен проект «Развитие общественного транспорта») и проекта «Чистый воздух», льготной лизинговой программы ГТЛК. К этому направлению также подключены Вэб.РФ и Дом.РФ, которые предоставляют финансирование на возвратной основе по льготной процентной ставке.
В ближайшие годы общий объем вложений в систему горэлектротранспорта может составить 312 млрд руб., из них 95,7 млрд руб. заложены в федеральном бюджете.
По словам С. Семенова, от государства также запланирован капитальный грант в объеме 86 млрд руб. на развитие ГЭТ в 10 российских городах. Он предусматривает не только затраты на поставку трамваев, но и строительство новой инфраструктуры. В 8 регионах уже приступили к подготовительным работам.
Всего планом предусматривается приобретение 646 трамваев, создание 620 км трамвайных путей, 11 депо, 46 подстанций.
Президент Международной ассоциации предприятий горэлектротранспорта Денис Минкин считает, что в первую очередь необходимо поддерживать существующую инфраструктуру. «Много идет обсуждений по строительству новых линий, но забываем (работу) по воссозданию, восстановлению старых», – сказал Д. Минкин.
В качестве примера он привел Санкт-Петербург, где сначала было отремонтировано 550 км трамвайных путей, и только в последующем стала решаться задача по созданию новой сети сообщений.
Загрузка должна быть равномерной
Говоря о планах по обновлению техники, потенциальные заказчики задаются вопросом, хватит ли мощностей отечественных производителей для масштабной замены парка ГЭТ.
«50 трамваев в этом году пытался купить, было на это дело 7 млрд руб. Еле-еле распределили 50 шт. на три завода», – рассказал Д. Минкин.
Сегодня производители обладают сильными компетенциями, в свою очередь подчеркнул заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов. Предприятия свидетельствуют о готовности активно участвовать в проектах обновления ГЭТ, к тому же у них есть запас производственных мощностей, уточнил А. Каримов. Так, ежегодно российские предприятия могут выпускать до 1,2 тыс. электробусов и порядка 2 тыс. троллейбусов.
Генеральный директор АО «Усть-Катавский вагоностроительный завод» (УКВЗ) Роман Новиков призывает заказчиков и власти заблаговременно проводить тендер на поставку транспортных средств. Практика показывает, что в I квартале у производителя имеется минимальный объем заказов – в этот период только проходят конкурсные процедуры.
«В итоге контракт получаем в апреле, аванс – в мае. И всем надо (получить продукт) в конце года, а то и в сентябре. Здесь неравномерная загрузка влияет на нашу производственную деятельность», – резюмировал руководитель УКВЗ.