Так, время доставки грузов компаний LG и Samsung, из Ханоя в немецкий Дуйсбург составило 22 дня, 2 дня из которых потребовалось на транспортировку товара из Вьетнама в КНР. Далее, 20 дней заняла перевозка данного груза до Дуйсбурга. В последующем планируется сократить общее время доставки грузов из Вьетнама до Европы до 19 дней. По мнению «Вьетнамских железных дорог», объемы значительно возрастут уже в этом году.
Запуск данного железнодорожного маршрута стал одним из практических результатов реализации стратегической задачи Главы государства Нурсултана Назарбаева по интеграции транспортной инфраструктуры Казахстана в международную транспортную систему и реализации транспортного потенциала нашей страны в рамках программы «Нурлы жол», которая сопрягается с китайской инициативой «Пояса и пути».
Работа по созданию и запуску транспортно-логистического сообщения между Казахстаном и Вьетнамом транзитом через территорию Китая была инициирована Посольством Казахстана во Вьетнаме и КТЖ в 2016 году. Для реализации этой задачи в 2016-2017 гг. организованы визиты во Вьетнам представителей АО «НК «КТЖ», в ходе которых были организованы встречи с руководством Министерства транспорта Вьетнама и «Вьетнамских железных дорог», а также проведены два бизнес-форума, в которых принимало участие более 100 крупных мировых и вьетнамских транспортно-логистических компаний.
Кроме того, специалисты КТЖ посетили два приграничных с Китаем железнодорожных перехода Донгданг и Лаокай, определив их важное значение и потенциал для создания указанного железнодорожного маршрута.
В феврале 2017 года в Ханое был подписан Меморандум о сотрудничестве между «КТЖ» и «Вьетнамскими железными дорогами», который способствовал дальнейшей активизации взаимодействия между двумя странами в транспортно-логистическом направлении.
При поддержке казахстанских дипломатов и активном участии представителей КТЖ в марте и июле 2017 года в Алматы и Ханое соответственно состоялись первые трехсторонние переговоры железнодорожных администраций Казахстана, Вьетнама и Китая. По их итогам стороны договорились об объемах перевозок, маршрутах и логистических операторах. К последующим раундам переговоров в данном формате также присоединились партнеры из России и Монголии.
В апреле 2018 года создана и успешно функционирует Рабочая группа по транспорту между железнодорожными администрациями Казахстана и Вьетнама.
В целом, Казахстан и Вьетнам связывают два транспортных маршрута: Казахстанский логистический терминал в порту Ляньюньган (КНР), через который во Вьетнам транспортируется казахстанская пшеница, а также маршрут через вьетнамский железнодорожный терминал Донгданг.
Как известно, Вьетнам стал первой страной, подписавшей Соглашение о свободной торговле со странами ЕАЭС. Транзитный маршрут Казахстан – КНР – Вьетнам предоставляет РК и другим странам ЕАЭС поставлять на вьетнамский рынок товары сельского хозяйства, в том числе мясомолочную продукцию, и другие виды товаров, требующие быстрой перевозки. Примером может служить совместные между Казахстаном и Россией проекты по поставке пшеницы в Иран. В свою очередь, используя возможности данного коридора, Вьетнам получает возможность экспорта морепродуктов и тропических фруктов в Казахстан.
В настоящее время, Вьетнам завершает работу по заключению аналогичного соглашения с Европейским союзом, которое позволит диверсифицировать транзитно-транспортный коридор по маршруту Вьетнам – КНР – Казахстан – Европа, сократить доставку грузов из Вьетнама и стран АСЕАН в Европу, и в целом станет хорошей альтернативой морским перевозкам.