Эксперты утверждают, что в таких условиях железнодорожную отрасль ждет "обрушение" - когда частота аварий станет настолько плотной, что практически полностью заблокирует движение поездов.
"Сегодня периодически происходят "сходы", бандажи летят, колесные пары летят, лопаются рамы, потому что закупают китайские запчасти. В этом проблема: с одной стороны проводят тендеры прозрачные, красивые. Выигрывают по низкой цене, а потом получается, что часть вагона - это самое дешевое китайское "лечило", которое ткни пальцем, и оно протыкается", - пояснил Вячеслав Коновалов.
Эксперты утверждают, что о большей части аварий на ж/д общество не знает, поскольку отрасль закрыта для СМИ. Но "тихие" сходы с рельс могут заменить масштабные крушения, когда грузовые составы начнут переворачиваться в моменты встречного следования с пассажирскими поездами. А, если это будет опасный груз, все может закончиться большими жертвами. Такое уже могло произойти, к примеру, во Львовской области, когда перевернулось 15 цистерн с желтым фосфором и произошел ядовитый химический пожар. Эксперты считают, что подобные ситуации будут повторяться, поскольку, парк вагонов практически не обновляется.
"В отрасли порядка трети действительно хороших вагонов. У остальных - продлевался срок службы. И, при наличии избытка вагонов, их бы Укрзализныця должна была бы списать в утиль", - заявил глава Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко.
По его словам, частные грузовладельцы могли бы быстро закупить новые вагоны, однако не видят в этом смысла. Поскольку Укрзализныця в последние годы снизила оборачиваемость подвижного состава почти в 2,5 раза. Значительная часть вагонов простаивает на товарных станциях.
"Судя по всему, эта тенденция сохранится. Следовательно, грузоотправителям понадобится еще больше вагонов. Частные операторы и рынок докупают вагоны, но их нехватка обусловлена оборачиваемостью, а плохая оборачиваемость - нехваткой тяги. А вот с дефицитом тяги рынок бороться не может. Ни один частный оператор не может купить локомотив", - подчеркнул Александр Криворучко.
Как считают эксперты рынка, существует еще одна проблема, ухудшающая оборачиваемость грузовых вагонов, а именно массовое скопление их на трех ЖД станциях - Кривой Рог ПРД, Кривой Рог - главный, Кривой Рог - сортировочный. Станции не могут вовремя обеспечить их загрузку, из-за чего увеличивается простой вагонов и создается их дефицит для других направлений. Для улучшения ситуации было бы целесообразно введение Укзализныцей конвенции, которая позволит улучшить ситуацию с грузоперевозками в целом.
По мнению Вячеслава Коновалова, украинской железной дороге не справиться с дефицитом вагонов без частных закупок. То, что в УЗ закупают списанный российский подвижной состав - не решает проблему, поскольку, такие вагоны требуют капитального ремонта, а система поставок запчастей глубоко коррумпирована и поставляет, как правило, подкрашенные старые и отработанные детали. В прошлом году СБУ вскрыла одну из таких схем.
"Частные компании готовы покупать за свой счет вагоны. Другой вопрос, что сама Укрзализныця не всегда их принимает. А если принимает, то ты потом не можешь их отправить из точки А в точку Б. Потому что коррупционная схема. Вот я, частный оператор парка вагонов. Я, например, купил 1000 вагонов и хочу из Кременчуга отправить партию зерна или окатышей. Мне говорят - мы вам сейчас не можем локомотив подать - подождите недельку. Потом выясняется, что железнодорожная станция, например, Одесса-Товарная не может принять мой состав, потому что там очередь - 5 брошенных поездов стоит на подъездных путях. И эта порочная система существует до сих пор", - рассказал Вячеслав Коновалов.
Эксперты считают, что "старье" на колесах не только несет угрозу массовых аварий, но также способно завалить экспортную кампанию-2019. Поскольку, нынешний дефицит подвижного состава не даст шансов ни аграриям, ни ГМК вывезти запланированную продукцию на экспорт.
"Высокий риск того, что из-за железной дороги экономика начнет терять огромные деньги. Она это уже начала в прошлом году. И в этом году тенденция сохранится", - уверен Александр Криворучко.
Он добавил, что Укрзализныце следовало бы заняться парком тяги: обновить локомотивы и увеличить их количество. А модернизацию и обновление подвижного состава оставить частникам. Поскольку они сделают это намного быстрее и эффективнее.