Array
(
[ID] => 382070
[~ID] => 382070
[IBLOCK_ID] => 25
[~IBLOCK_ID] => 25
[IBLOCK_SECTION_ID] => 2522
[~IBLOCK_SECTION_ID] => 2522
[NAME] => Скорая лизинговая помощь
[~NAME] => Скорая лизинговая помощь
[ACTIVE_FROM_X] => 2020-06-25 09:54:24
[~ACTIVE_FROM_X] => 2020-06-25 09:54:24
[ACTIVE_FROM] => 25.06.2020 09:54:24
[~ACTIVE_FROM] => 25.06.2020 09:54:24
[TIMESTAMP_X] => 26.06.2020 11:21:19
[~TIMESTAMP_X] => 26.06.2020 11:21:19
[DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-11-12-june-2020/skoraya-lizingovaya-pomoshch-/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-11-12-june-2020/skoraya-lizingovaya-pomoshch-/
[LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
[~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
[DETAIL_TEXT] => Найти дополнительную опору
Согласно прогнозу Международного валютного фонда, по итогам 2020 года ВВП может сократиться на 5,5%, товарооборот – на 8,5%, грузооборот РЖД – на 7,3%, до 30% компаний могут прекратить свое существование. При негативных сценариях ожидается общее снижение бизнес-активности, сокращение рабочих мест и наступление экономической рецессии.
Как известно, именно на транспортную отрасль приходится значительная доля лизинговых контрактов. Так как и авиа-, и авто-, и железнодорожная отрасли с начала года демонстрируют падение, на фоне пандемии среди лизинговых компаний растет конкуренция за клиента.
В ответ на вызовы они активизируют работу с имеющимися клиентами и начинают формировать все более привлекательные условия для новых, потенциальных.
7 мая на совещании президента РФ Владимира Путина с представителями промышленности и транспорта РФ министр транспорта Евгений Дитрих обозначил ряд мер, по его мнению, необходимых для поддержания конкурентоспособности российского транспортного сектора, в том числе речь шла об оплате текущих лизинговых платежей для всех транспортных блоков. Одной из главных статей расходов в рамках поддержки отрасли уже стала помощь российских авиакомпаний – путем предоставления субсидий на частичную компенсацию расходов в связи со снижением их доходов из-за падения объемов пассажирских перевозок. На оплату лизинговых платежей может быть потрачено не более 30% субсидии.
В секторе железнодорожного машиностроения, где достаточно высока стоимость оборудования для предприятий, а также самого подвижного состава, лизинговая поддержка не менее актуальна. По информации президента Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) Владимира Прокофьева, на пике производства доля вагоностроения в структуре портфеля лизинговых компаний превысила 56% от всех лизинговых платежей РФ. Но в текущем году данный показатель снизился до 36%. Сегодня парк насчитывает свыше 1,17 млн ед. подвижного состава, что значительно превышает потребность и создает большие проблемы с его эксплуатацией. С учетом размещения в этом году заказов на строительство еще 63 тыс. новых вагонов эти проблемы в перспективе могут обостриться, считает он.
Пока, по словам представителей лизинговых компаний, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат может повлечь снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Но сейчас, по словам генерального директора АО «ВТБ Лизинг» Дмитрия Ивантера, ситуация с падением ставок далека от критической: лизинговые платежи обслуживаются, а графики платежей согласованы так, чтобы нагрузка на бизнес была разумной и равномерной.
Напомним, что в II квартале погрузка снизилась в целом по отрасли на 6%, грузооборот – на 7%, перевозки социально значимых товаров выросли на 60%. «Среднесуточные ставки упали в основном по рынку полувагонов и нефтяных цистерн и уже находятся на критическом уровне, то есть ниже лизинговых платежей. При сохранении тренда это приведет к банкротству или отказу от вагонов операторов, парк которых новый или куплен на высоком рынке (в первую очередь мелких, у которых нет подушки безопасности в виде старого парка и сервисных контрактов)», – поясняет начальник отдела продаж ООО «Райффайзен-Лизинг» Николай Новоселов.
В нынешних экономических условиях основные производители по большому счету работают на склад либо вообще временно приостанавливают выпуск. Однако в настоящий момент не наблюдается драматичного падения стоимости производимых вагонов, говорит Н. Новоселов. «Вполне возможно, что в связи со снижением стоимости металла в III и IV кварталах мы увидим ее существенную корректировку, что отчасти послужит дополнительным стимулом для реализации продукции», – комментирует он.
Гибкость и комфорт
Одна из главных задач, стоящих в настоящее время перед бизнесом в целом и компаниями железнодорожного машиностроения в частности, – это прежде всего поиск механизмов оптимизации затрат в условиях кризиса. На первом этапе лизинговые компании советуют провести инвентаризацию существующих ресурсов, проанализировать наличие парка в собственности, его стоимость, соотношение остатка долга на вагон к рыночной стоимости, платежную нагрузку на вагонную пару и найти точки опоры. Ими могут стать, к примеру, ликвидность компании, открытые кредитные линии, устойчивость и надежность клиентской и грузовой баз, наличие сильной команды и т. д.
Для поддержки машиностроения компании предлагают разные варианты. Самым распространенным является кредит. Но, по словам участников рынка, он редко кому выдается более чем на 5 лет.
Еще в самый разгар карантина генеральный директор компании «РустаЛогистик» (специализируется на экспедировании грузов, перевозимых всеми видами транспорта) Сергей Бураго одним из главных механизмов поддержки, помимо обнуления налогов, называл пролонгацию договора лизинга, что позволило бы комфортнее переформатировать бизнес-процессы. Кроме того, лизинг предоставляет возможность гибкого графика платежей.
Как правило, лизинговые компании стараются найти индивидуальный подход к своим клиентам, баланс между их возможностями и потребностями и подстроиться под бизнес-процесс. Участники рынка могут использовать следующие продукты: финансовый лизинг подвижного состава и локомотивной тяги, операционную аренду подвижного состава или локомотивной тяги по контрактам жизненного цикла.
Как отмечает управляющий директор по лизингу подвижного состава АО «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская, так как при лизинге в большинстве случаев риск принимается как на финансовое состояние оператора, так и на его имущество, есть возможность подходить гибко к размеру собственного участия оператора в парке. «Если компании, у которых на текущий момент есть собственный парк, срочно нужны деньги, можно организовать сделку возвратного лизинга, где лизинговая компания купит вагоны, а оператор получит деньги, и плюс к этому у него снизится налогооблагаемая база», – поясняет она.
Если у компании есть вагонный парк в кредите под залог, то она может рассмотреть вариант рефинансирования данного парка через лизинг. Это поможет снизить процентную ставку и, как следствие, получить дополнительную экономию на налогах и на графике платежей. «Например, при стоимости вагона в среднем в 2,5 млн руб. (без НДС) в течение 10 лет снижение на 1% ставки фондирования в расчете по лизингу дает экономию 50 руб. на вагон в сутки», – приводит пример О. Ивановская.
Драйверами роста лизинговые компании называют также потребность рынка в обновлении маневровых локомотивов. Интересно, что, в отличие от прошлых лет, по итогам I квартала 2020 года некоторые участники ежеквартального исследования журнала «РЖД-Партнер» «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте» отмечали неплохую работу тягового состава. В I квартале было достаточно много довольных отправителей, отмечающих, что не только подвижного, но и тягового состава наконец-то хватает. Правда, многие просто привыкли к сбоям, поэтому с учетом этого фактора отправляют вагоны преимущественно по тем маршрутам, где сроки доставки не являются критичным фактором для получателя.
Точки соприкосновения
Несмотря на непростую ситуацию как для лизинговых компаний, так и для машиностроительных, можно сказать, что лед тронулся и ряд мер поддержки в последнее время только расширился. Так, например, постановлением правительства РФ от 13.05.2020 г. № 667 утвержден порядок предоставления субсидий для возмещения части затрат по приобретению новых маневровых локомотивов. Программа продлится до конца текущего года.
В соответствии с постановлением покупатели локомотивов мощностью до 1,2 тыс. л. с. получают возможность возмещения из федерального бюджета до 13,5% от цены приобретенного в этом году локомотива.
Указанную мощность, по данным исполнительного директора СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» Александра Маняхина, из 1,5 тыс. локомотивов, составляющих парк предприятий ассоциации, имеют 94%. Так как продление срока службы тепловозов уже нецелесообразно, обновление парка с помощью господдержки – хорошее в данном случае решение для предприятий.
Также известно, что железнодорожный холдинг «ОВК» поставит Государственной транспортной лизинговой компании до конца 2022 года 20 тыс. полувагонов с разгрузочными люками и до конца текущего года 5 тыс. вагонов-хопперов для перевозки зерна и продуктов перемола. Ранее ГТЛК объявила о планах запустить программу по лизингу и операционной аренде вагонов нового поколения, в том числе полувагонов, хопперов, крытых вагонов, а также фитинговых платформ. Вагоны будут передаваться заказчикам
в финансовый лизинг на срок до 15 лет, а в операционную аренду – от 1 года.
Растущие величины
Будущее участники рынка прогнозируют крайне осторожно: что будет в II полугодии текущего года, предугадать на 100% тяжело. Пока можно делать прогноз, лишь опираясь на опыт предыдущих кризисов. «В целом прогнозы неутешительные, в II полугодии 2020-го также ожидается сниженный спрос на обновление парка. По официальным данным, падение в отрасли наблюдается на уровне 5–6%, а по неофициальным – до 10%. Правительство прогнозирует переход к стабильному росту лишь в II–III кварталах 2021 года», – говорит Н. Новоселов.
При этом еще в апреле эксперты агентства «Эксперт РА» сообщали о том, что рынок лизинга в России за последние 5 лет ежегодно рос в различных сегментах от 10 до 30%. Но пандемия внесла свои коррективы. Исходя из рисков макроэкономической ситуации, возникших вследствие пандемии, а также нарушения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, аналитики агентства представили два сценария: умеренно негативный (падение рынка на 10%, до 1,35 трлн руб.) и кризисный. Однако последний также исходит из достаточно позитивных предпосылок.
Как недавно отмечал генеральный директор лизинговой компании ООО «Десса» Вячеслав Погудин, рынок лизинга железнодорожного подвижного состава ожидает трудное время. И снижение спроса на универсальные вагоны чувствуется уже сейчас. Однако на этом фоне перспективен сегмент специализированного парка, а также вагонов на тележках с повышенной осевой нагрузкой 25 тс.
Кроме того, интересным для лизинга является также контейнерный бизнес, в том числе рефрижераторные контейнеры. В лизинговых компаниях охотно говорят о заинтересованности в этом сегменте машиностроительной отрасли.
По словам представителей лизингового сектора, во многом дальнейшая судьба отрасли будет зависеть от мер господдержки, направленных на стимулирование спроса. Например, деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в настоящее время субсидируется регионами либо федеральными властями и была включена в перечень пострадавших от COVID-19, для нее по указу президента РФ была выделена дотация из бюджета на покрытие лизинговых платежей в размере 3,2 млрд руб.
«Одним словом, рынку необходимы антикризисные государственные меры, направленные на нормализацию деятельности отрасли и стабильный рост экономики. В первую очередь это снятие карантинных мер, увеличение грузовой базы, нормализация цен на нефть, стабильные отгрузки угля и т. д.», – резюмирует Н. Новоселов.
Точка зрения
Николай Новоселов,
начальник отдела продаж ООО «Райффайзен-Лизинг»
– В текущей ситуации неопределенности банки неохотно идут на новые сделки с длинным периодом финансирования – 7–10 лет и более. В этом плане лизинг, безусловно, является наиболее востребованным инструментом для приобретения вагонов, в первую очередь это связано с правом собственности на финансируемый актив.
Как следствие отсутствия стабильного спроса на приобретение подвижного состава со стороны потенциальных покупателей, финансирующих организаций и лизинговых компаний – в последнее время наблюдается тенденция к завышению авансовых платежей и добавлению комиссий за реализацию сделки, тем самым они занижают LTV (loan-to-value ratio) и рассматривают подвижной состав как более рисковый актив для финансирования. Такой подход не совсем удобен, с точки зрения клиента, так как отвлекать в моменте существенную сумму из бизнеса на покрытие авансового платежа в текущих реалиях становится крайне трудно.
В свою очередь, мы активно помогали клиентам, пострадавшим от ограничительных мер, связанных с COVID-19. Сейчас мы видим, что все меньше клиентов обращается с просьбой о реструктуризации лизинговых платежей, что может свидетельствовать об оживлении деловой активности.
В то же время по-прежнему пользуются спросом крытые вагоны (в основном большой кубатуры). Фитинговые платформы для контейнеров демонстрируют устойчивый рост во время пандемии, в основном за счет транзитных перевозок Китай – Европа – Китай (в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В апреле ОАО «РЖД» приняло решение о снижении до 40% ставок на транзитные перевозки порожних универсальных контейнеров из третьих стран. Хопперы тоже показывают устойчивую норму доходности для перевозки зерновых и цемента, а также узкоспециализированные цистерны (для химии, серы и т. д.), так как несколько лет назад было запрещено использование нефтебензиновых цистерн для прочих грузов.
В части нового бизнеса мы сохраняем объективный подход к оценке ликвидности различных типов активов, при этом качественно взвешивая финансовые риски, связанные с реализацией конкретной сделки, опираясь на анализ специфики нишевого бизнеса в определенных отраслях.
Несмотря на то, что мы считаем вагоны достаточно ликвидным активом, реализация сделки во многом зависит от кредитного качества конкретного клиента и структуры сделки.
[~DETAIL_TEXT] => Найти дополнительную опору
Согласно прогнозу Международного валютного фонда, по итогам 2020 года ВВП может сократиться на 5,5%, товарооборот – на 8,5%, грузооборот РЖД – на 7,3%, до 30% компаний могут прекратить свое существование. При негативных сценариях ожидается общее снижение бизнес-активности, сокращение рабочих мест и наступление экономической рецессии.
Как известно, именно на транспортную отрасль приходится значительная доля лизинговых контрактов. Так как и авиа-, и авто-, и железнодорожная отрасли с начала года демонстрируют падение, на фоне пандемии среди лизинговых компаний растет конкуренция за клиента.
В ответ на вызовы они активизируют работу с имеющимися клиентами и начинают формировать все более привлекательные условия для новых, потенциальных.
7 мая на совещании президента РФ Владимира Путина с представителями промышленности и транспорта РФ министр транспорта Евгений Дитрих обозначил ряд мер, по его мнению, необходимых для поддержания конкурентоспособности российского транспортного сектора, в том числе речь шла об оплате текущих лизинговых платежей для всех транспортных блоков. Одной из главных статей расходов в рамках поддержки отрасли уже стала помощь российских авиакомпаний – путем предоставления субсидий на частичную компенсацию расходов в связи со снижением их доходов из-за падения объемов пассажирских перевозок. На оплату лизинговых платежей может быть потрачено не более 30% субсидии.
В секторе железнодорожного машиностроения, где достаточно высока стоимость оборудования для предприятий, а также самого подвижного состава, лизинговая поддержка не менее актуальна. По информации президента Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) Владимира Прокофьева, на пике производства доля вагоностроения в структуре портфеля лизинговых компаний превысила 56% от всех лизинговых платежей РФ. Но в текущем году данный показатель снизился до 36%. Сегодня парк насчитывает свыше 1,17 млн ед. подвижного состава, что значительно превышает потребность и создает большие проблемы с его эксплуатацией. С учетом размещения в этом году заказов на строительство еще 63 тыс. новых вагонов эти проблемы в перспективе могут обостриться, считает он.
Пока, по словам представителей лизинговых компаний, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат может повлечь снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Но сейчас, по словам генерального директора АО «ВТБ Лизинг» Дмитрия Ивантера, ситуация с падением ставок далека от критической: лизинговые платежи обслуживаются, а графики платежей согласованы так, чтобы нагрузка на бизнес была разумной и равномерной.
Напомним, что в II квартале погрузка снизилась в целом по отрасли на 6%, грузооборот – на 7%, перевозки социально значимых товаров выросли на 60%. «Среднесуточные ставки упали в основном по рынку полувагонов и нефтяных цистерн и уже находятся на критическом уровне, то есть ниже лизинговых платежей. При сохранении тренда это приведет к банкротству или отказу от вагонов операторов, парк которых новый или куплен на высоком рынке (в первую очередь мелких, у которых нет подушки безопасности в виде старого парка и сервисных контрактов)», – поясняет начальник отдела продаж ООО «Райффайзен-Лизинг» Николай Новоселов.
В нынешних экономических условиях основные производители по большому счету работают на склад либо вообще временно приостанавливают выпуск. Однако в настоящий момент не наблюдается драматичного падения стоимости производимых вагонов, говорит Н. Новоселов. «Вполне возможно, что в связи со снижением стоимости металла в III и IV кварталах мы увидим ее существенную корректировку, что отчасти послужит дополнительным стимулом для реализации продукции», – комментирует он.
Гибкость и комфорт
Одна из главных задач, стоящих в настоящее время перед бизнесом в целом и компаниями железнодорожного машиностроения в частности, – это прежде всего поиск механизмов оптимизации затрат в условиях кризиса. На первом этапе лизинговые компании советуют провести инвентаризацию существующих ресурсов, проанализировать наличие парка в собственности, его стоимость, соотношение остатка долга на вагон к рыночной стоимости, платежную нагрузку на вагонную пару и найти точки опоры. Ими могут стать, к примеру, ликвидность компании, открытые кредитные линии, устойчивость и надежность клиентской и грузовой баз, наличие сильной команды и т. д.
Для поддержки машиностроения компании предлагают разные варианты. Самым распространенным является кредит. Но, по словам участников рынка, он редко кому выдается более чем на 5 лет.
Еще в самый разгар карантина генеральный директор компании «РустаЛогистик» (специализируется на экспедировании грузов, перевозимых всеми видами транспорта) Сергей Бураго одним из главных механизмов поддержки, помимо обнуления налогов, называл пролонгацию договора лизинга, что позволило бы комфортнее переформатировать бизнес-процессы. Кроме того, лизинг предоставляет возможность гибкого графика платежей.
Как правило, лизинговые компании стараются найти индивидуальный подход к своим клиентам, баланс между их возможностями и потребностями и подстроиться под бизнес-процесс. Участники рынка могут использовать следующие продукты: финансовый лизинг подвижного состава и локомотивной тяги, операционную аренду подвижного состава или локомотивной тяги по контрактам жизненного цикла.
Как отмечает управляющий директор по лизингу подвижного состава АО «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская, так как при лизинге в большинстве случаев риск принимается как на финансовое состояние оператора, так и на его имущество, есть возможность подходить гибко к размеру собственного участия оператора в парке. «Если компании, у которых на текущий момент есть собственный парк, срочно нужны деньги, можно организовать сделку возвратного лизинга, где лизинговая компания купит вагоны, а оператор получит деньги, и плюс к этому у него снизится налогооблагаемая база», – поясняет она.
Если у компании есть вагонный парк в кредите под залог, то она может рассмотреть вариант рефинансирования данного парка через лизинг. Это поможет снизить процентную ставку и, как следствие, получить дополнительную экономию на налогах и на графике платежей. «Например, при стоимости вагона в среднем в 2,5 млн руб. (без НДС) в течение 10 лет снижение на 1% ставки фондирования в расчете по лизингу дает экономию 50 руб. на вагон в сутки», – приводит пример О. Ивановская.
Драйверами роста лизинговые компании называют также потребность рынка в обновлении маневровых локомотивов. Интересно, что, в отличие от прошлых лет, по итогам I квартала 2020 года некоторые участники ежеквартального исследования журнала «РЖД-Партнер» «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте» отмечали неплохую работу тягового состава. В I квартале было достаточно много довольных отправителей, отмечающих, что не только подвижного, но и тягового состава наконец-то хватает. Правда, многие просто привыкли к сбоям, поэтому с учетом этого фактора отправляют вагоны преимущественно по тем маршрутам, где сроки доставки не являются критичным фактором для получателя.
Точки соприкосновения
Несмотря на непростую ситуацию как для лизинговых компаний, так и для машиностроительных, можно сказать, что лед тронулся и ряд мер поддержки в последнее время только расширился. Так, например, постановлением правительства РФ от 13.05.2020 г. № 667 утвержден порядок предоставления субсидий для возмещения части затрат по приобретению новых маневровых локомотивов. Программа продлится до конца текущего года.
В соответствии с постановлением покупатели локомотивов мощностью до 1,2 тыс. л. с. получают возможность возмещения из федерального бюджета до 13,5% от цены приобретенного в этом году локомотива.
Указанную мощность, по данным исполнительного директора СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» Александра Маняхина, из 1,5 тыс. локомотивов, составляющих парк предприятий ассоциации, имеют 94%. Так как продление срока службы тепловозов уже нецелесообразно, обновление парка с помощью господдержки – хорошее в данном случае решение для предприятий.
Также известно, что железнодорожный холдинг «ОВК» поставит Государственной транспортной лизинговой компании до конца 2022 года 20 тыс. полувагонов с разгрузочными люками и до конца текущего года 5 тыс. вагонов-хопперов для перевозки зерна и продуктов перемола. Ранее ГТЛК объявила о планах запустить программу по лизингу и операционной аренде вагонов нового поколения, в том числе полувагонов, хопперов, крытых вагонов, а также фитинговых платформ. Вагоны будут передаваться заказчикам
в финансовый лизинг на срок до 15 лет, а в операционную аренду – от 1 года.
Растущие величины
Будущее участники рынка прогнозируют крайне осторожно: что будет в II полугодии текущего года, предугадать на 100% тяжело. Пока можно делать прогноз, лишь опираясь на опыт предыдущих кризисов. «В целом прогнозы неутешительные, в II полугодии 2020-го также ожидается сниженный спрос на обновление парка. По официальным данным, падение в отрасли наблюдается на уровне 5–6%, а по неофициальным – до 10%. Правительство прогнозирует переход к стабильному росту лишь в II–III кварталах 2021 года», – говорит Н. Новоселов.
При этом еще в апреле эксперты агентства «Эксперт РА» сообщали о том, что рынок лизинга в России за последние 5 лет ежегодно рос в различных сегментах от 10 до 30%. Но пандемия внесла свои коррективы. Исходя из рисков макроэкономической ситуации, возникших вследствие пандемии, а также нарушения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, аналитики агентства представили два сценария: умеренно негативный (падение рынка на 10%, до 1,35 трлн руб.) и кризисный. Однако последний также исходит из достаточно позитивных предпосылок.
Как недавно отмечал генеральный директор лизинговой компании ООО «Десса» Вячеслав Погудин, рынок лизинга железнодорожного подвижного состава ожидает трудное время. И снижение спроса на универсальные вагоны чувствуется уже сейчас. Однако на этом фоне перспективен сегмент специализированного парка, а также вагонов на тележках с повышенной осевой нагрузкой 25 тс.
Кроме того, интересным для лизинга является также контейнерный бизнес, в том числе рефрижераторные контейнеры. В лизинговых компаниях охотно говорят о заинтересованности в этом сегменте машиностроительной отрасли.
По словам представителей лизингового сектора, во многом дальнейшая судьба отрасли будет зависеть от мер господдержки, направленных на стимулирование спроса. Например, деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в настоящее время субсидируется регионами либо федеральными властями и была включена в перечень пострадавших от COVID-19, для нее по указу президента РФ была выделена дотация из бюджета на покрытие лизинговых платежей в размере 3,2 млрд руб.
«Одним словом, рынку необходимы антикризисные государственные меры, направленные на нормализацию деятельности отрасли и стабильный рост экономики. В первую очередь это снятие карантинных мер, увеличение грузовой базы, нормализация цен на нефть, стабильные отгрузки угля и т. д.», – резюмирует Н. Новоселов.
Точка зрения
Николай Новоселов,
начальник отдела продаж ООО «Райффайзен-Лизинг»
– В текущей ситуации неопределенности банки неохотно идут на новые сделки с длинным периодом финансирования – 7–10 лет и более. В этом плане лизинг, безусловно, является наиболее востребованным инструментом для приобретения вагонов, в первую очередь это связано с правом собственности на финансируемый актив.
Как следствие отсутствия стабильного спроса на приобретение подвижного состава со стороны потенциальных покупателей, финансирующих организаций и лизинговых компаний – в последнее время наблюдается тенденция к завышению авансовых платежей и добавлению комиссий за реализацию сделки, тем самым они занижают LTV (loan-to-value ratio) и рассматривают подвижной состав как более рисковый актив для финансирования. Такой подход не совсем удобен, с точки зрения клиента, так как отвлекать в моменте существенную сумму из бизнеса на покрытие авансового платежа в текущих реалиях становится крайне трудно.
В свою очередь, мы активно помогали клиентам, пострадавшим от ограничительных мер, связанных с COVID-19. Сейчас мы видим, что все меньше клиентов обращается с просьбой о реструктуризации лизинговых платежей, что может свидетельствовать об оживлении деловой активности.
В то же время по-прежнему пользуются спросом крытые вагоны (в основном большой кубатуры). Фитинговые платформы для контейнеров демонстрируют устойчивый рост во время пандемии, в основном за счет транзитных перевозок Китай – Европа – Китай (в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В апреле ОАО «РЖД» приняло решение о снижении до 40% ставок на транзитные перевозки порожних универсальных контейнеров из третьих стран. Хопперы тоже показывают устойчивую норму доходности для перевозки зерновых и цемента, а также узкоспециализированные цистерны (для химии, серы и т. д.), так как несколько лет назад было запрещено использование нефтебензиновых цистерн для прочих грузов.
В части нового бизнеса мы сохраняем объективный подход к оценке ликвидности различных типов активов, при этом качественно взвешивая финансовые риски, связанные с реализацией конкретной сделки, опираясь на анализ специфики нишевого бизнеса в определенных отраслях.
Несмотря на то, что мы считаем вагоны достаточно ликвидным активом, реализация сделки во многом зависит от кредитного качества конкретного клиента и структуры сделки.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT] => Падение погрузки, ухудшение экономической обстановки, сокращение инвестпрограмм и невозможность долгосрочного прогнозирования – все это стало новыми вызовами, справиться с которыми в кризис можно только при взаимовыгодном сотрудничестве и активизации всех участников перевозочного процесса. Одним из эффективных инструментов поддержки бизнеса в условиях пандемии может стать лизинг. Какие послабления для предприятий транспортного машиностроения могут предложить лизинговые компании и как коронавирус может скорректировать лизинг продукции транспортного сектора?
[~PREVIEW_TEXT] => Падение погрузки, ухудшение экономической обстановки, сокращение инвестпрограмм и невозможность долгосрочного прогнозирования – все это стало новыми вызовами, справиться с которыми в кризис можно только при взаимовыгодном сотрудничестве и активизации всех участников перевозочного процесса. Одним из эффективных инструментов поддержки бизнеса в условиях пандемии может стать лизинг. Какие послабления для предприятий транспортного машиностроения могут предложить лизинговые компании и как коронавирус может скорректировать лизинг продукции транспортного сектора?
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 1981400
[TIMESTAMP_X] => 26.06.2020 11:21:19
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 420
[WIDTH] => 630
[FILE_SIZE] => 158230
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/580
[FILE_NAME] => IMG_0075.jpg
[ORIGINAL_NAME] => IMG_0075.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => d017eaa3bd54d42164f116c86f9166a3
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/580/IMG_0075.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/580/IMG_0075.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/580/IMG_0075.jpg
[ALT] => Скорая лизинговая помощь
[TITLE] => Скорая лизинговая помощь
)
[~PREVIEW_PICTURE] => 1981400
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => skoraya-lizingovaya-pomoshch-
[~CODE] => skoraya-lizingovaya-pomoshch-
[EXTERNAL_ID] => 382070
[~EXTERNAL_ID] => 382070
[IBLOCK_TYPE_ID] => info
[~IBLOCK_TYPE_ID] => info
[IBLOCK_CODE] => articles_magazines
[~IBLOCK_CODE] => articles_magazines
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] =>
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] =>
[LID] => s1
[~LID] => s1
[EDIT_LINK] =>
[DELETE_LINK] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 25.06.2020
[FIELDS] => Array
(
)
[PROPERTIES] => Array
(
[AUTHOR] => Array
(
[ID] => 97
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Автор
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 400
[CODE] => AUTHOR
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => Y
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Автор
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] => Наталья Гусаченко
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:97
[DESCRIPTION] =>
[~VALUE] => Наталья Гусаченко
[~DESCRIPTION] =>
)
[AUTHOR_PHOTO] => Array
(
[ID] => 108
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Автор фото
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 410
[CODE] => AUTHOR_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Автор фото
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:108
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
[ISSUE] => Array
(
[ID] => 93
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Выпуск
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => ISSUE
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => E
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => Y
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Выпуск
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] => 382057
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:93
[DESCRIPTION] =>
[~VALUE] => 382057
[~DESCRIPTION] =>
)
[BLOG_POST_ID] => Array
(
[ID] => 94
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => ID поста блога для комментариев
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => BLOG_POST_ID
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => ID поста блога для комментариев
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:94
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
[BLOG_COMMENTS_CNT] => Array
(
[ID] => 95
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Количество комментариев
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Количество комментариев
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:95
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
[MORE_PHOTO] => Array
(
[ID] => 98
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Дополнительные фотографии
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => MORE_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Дополнительные фотографии
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
[PUBLIC_ACCESS] => Array
(
[ID] => 110
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Открытый доступ
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => PUBLIC_ACCESS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Открытый доступ
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:110
[VALUE_ENUM_ID] => 0
[DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
)
[ATTACHED_PDF] => Array
(
[ID] => 324
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Прикрепленный PDF
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => ATTACHED_PDF
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => pdf
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Прикрепленный PDF
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:324
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[SECTION_META_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[SECTION_META_KEYWORDS] => скорая лизинговая помощь
[SECTION_META_DESCRIPTION] => Падение погрузки, ухудшение экономической обстановки, сокращение инвестпрограмм и невозможность долгосрочного прогнозирования – все это стало новыми вызовами, справиться с которыми в кризис можно только при взаимовыгодном сотрудничестве и активизации всех участников перевозочного процесса. Одним из эффективных инструментов поддержки бизнеса в условиях пандемии может стать лизинг. Какие послабления для предприятий транспортного машиностроения могут предложить лизинговые компании и как коронавирус может скорректировать лизинг продукции транспортного сектора?
[ELEMENT_META_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Падение погрузки, ухудшение экономической обстановки, сокращение инвестпрограмм и невозможность долгосрочного прогнозирования – все это стало новыми вызовами, справиться с которыми в кризис можно только при взаимовыгодном сотрудничестве и активизации всех участников перевозочного процесса. Одним из эффективных инструментов поддержки бизнеса в условиях пандемии может стать лизинг. Какие послабления для предприятий транспортного машиностроения могут предложить лизинговые компании и как коронавирус может скорректировать лизинг продукции транспортного сектора?
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Скорая лизинговая помощь
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Скорая лизинговая помощь
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
)
)
Array
(
[ID] => 382070
[~ID] => 382070
[IBLOCK_ID] => 25
[~IBLOCK_ID] => 25
[IBLOCK_SECTION_ID] => 2522
[~IBLOCK_SECTION_ID] => 2522
[NAME] => Скорая лизинговая помощь
[~NAME] => Скорая лизинговая помощь
[ACTIVE_FROM_X] => 2020-06-25 09:54:24
[~ACTIVE_FROM_X] => 2020-06-25 09:54:24
[ACTIVE_FROM] => 25.06.2020 09:54:24
[~ACTIVE_FROM] => 25.06.2020 09:54:24
[TIMESTAMP_X] => 26.06.2020 11:21:19
[~TIMESTAMP_X] => 26.06.2020 11:21:19
[DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-11-12-june-2020/skoraya-lizingovaya-pomoshch-/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /publications/rzd-partner/-11-12-june-2020/skoraya-lizingovaya-pomoshch-/
[LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
[~LIST_PAGE_URL] => /info/index.php?ID=25
[DETAIL_TEXT] => Найти дополнительную опору
Согласно прогнозу Международного валютного фонда, по итогам 2020 года ВВП может сократиться на 5,5%, товарооборот – на 8,5%, грузооборот РЖД – на 7,3%, до 30% компаний могут прекратить свое существование. При негативных сценариях ожидается общее снижение бизнес-активности, сокращение рабочих мест и наступление экономической рецессии.
Как известно, именно на транспортную отрасль приходится значительная доля лизинговых контрактов. Так как и авиа-, и авто-, и железнодорожная отрасли с начала года демонстрируют падение, на фоне пандемии среди лизинговых компаний растет конкуренция за клиента.
В ответ на вызовы они активизируют работу с имеющимися клиентами и начинают формировать все более привлекательные условия для новых, потенциальных.
7 мая на совещании президента РФ Владимира Путина с представителями промышленности и транспорта РФ министр транспорта Евгений Дитрих обозначил ряд мер, по его мнению, необходимых для поддержания конкурентоспособности российского транспортного сектора, в том числе речь шла об оплате текущих лизинговых платежей для всех транспортных блоков. Одной из главных статей расходов в рамках поддержки отрасли уже стала помощь российских авиакомпаний – путем предоставления субсидий на частичную компенсацию расходов в связи со снижением их доходов из-за падения объемов пассажирских перевозок. На оплату лизинговых платежей может быть потрачено не более 30% субсидии.
В секторе железнодорожного машиностроения, где достаточно высока стоимость оборудования для предприятий, а также самого подвижного состава, лизинговая поддержка не менее актуальна. По информации президента Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) Владимира Прокофьева, на пике производства доля вагоностроения в структуре портфеля лизинговых компаний превысила 56% от всех лизинговых платежей РФ. Но в текущем году данный показатель снизился до 36%. Сегодня парк насчитывает свыше 1,17 млн ед. подвижного состава, что значительно превышает потребность и создает большие проблемы с его эксплуатацией. С учетом размещения в этом году заказов на строительство еще 63 тыс. новых вагонов эти проблемы в перспективе могут обостриться, считает он.
Пока, по словам представителей лизинговых компаний, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат может повлечь снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Но сейчас, по словам генерального директора АО «ВТБ Лизинг» Дмитрия Ивантера, ситуация с падением ставок далека от критической: лизинговые платежи обслуживаются, а графики платежей согласованы так, чтобы нагрузка на бизнес была разумной и равномерной.
Напомним, что в II квартале погрузка снизилась в целом по отрасли на 6%, грузооборот – на 7%, перевозки социально значимых товаров выросли на 60%. «Среднесуточные ставки упали в основном по рынку полувагонов и нефтяных цистерн и уже находятся на критическом уровне, то есть ниже лизинговых платежей. При сохранении тренда это приведет к банкротству или отказу от вагонов операторов, парк которых новый или куплен на высоком рынке (в первую очередь мелких, у которых нет подушки безопасности в виде старого парка и сервисных контрактов)», – поясняет начальник отдела продаж ООО «Райффайзен-Лизинг» Николай Новоселов.
В нынешних экономических условиях основные производители по большому счету работают на склад либо вообще временно приостанавливают выпуск. Однако в настоящий момент не наблюдается драматичного падения стоимости производимых вагонов, говорит Н. Новоселов. «Вполне возможно, что в связи со снижением стоимости металла в III и IV кварталах мы увидим ее существенную корректировку, что отчасти послужит дополнительным стимулом для реализации продукции», – комментирует он.
Гибкость и комфорт
Одна из главных задач, стоящих в настоящее время перед бизнесом в целом и компаниями железнодорожного машиностроения в частности, – это прежде всего поиск механизмов оптимизации затрат в условиях кризиса. На первом этапе лизинговые компании советуют провести инвентаризацию существующих ресурсов, проанализировать наличие парка в собственности, его стоимость, соотношение остатка долга на вагон к рыночной стоимости, платежную нагрузку на вагонную пару и найти точки опоры. Ими могут стать, к примеру, ликвидность компании, открытые кредитные линии, устойчивость и надежность клиентской и грузовой баз, наличие сильной команды и т. д.
Для поддержки машиностроения компании предлагают разные варианты. Самым распространенным является кредит. Но, по словам участников рынка, он редко кому выдается более чем на 5 лет.
Еще в самый разгар карантина генеральный директор компании «РустаЛогистик» (специализируется на экспедировании грузов, перевозимых всеми видами транспорта) Сергей Бураго одним из главных механизмов поддержки, помимо обнуления налогов, называл пролонгацию договора лизинга, что позволило бы комфортнее переформатировать бизнес-процессы. Кроме того, лизинг предоставляет возможность гибкого графика платежей.
Как правило, лизинговые компании стараются найти индивидуальный подход к своим клиентам, баланс между их возможностями и потребностями и подстроиться под бизнес-процесс. Участники рынка могут использовать следующие продукты: финансовый лизинг подвижного состава и локомотивной тяги, операционную аренду подвижного состава или локомотивной тяги по контрактам жизненного цикла.
Как отмечает управляющий директор по лизингу подвижного состава АО «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская, так как при лизинге в большинстве случаев риск принимается как на финансовое состояние оператора, так и на его имущество, есть возможность подходить гибко к размеру собственного участия оператора в парке. «Если компании, у которых на текущий момент есть собственный парк, срочно нужны деньги, можно организовать сделку возвратного лизинга, где лизинговая компания купит вагоны, а оператор получит деньги, и плюс к этому у него снизится налогооблагаемая база», – поясняет она.
Если у компании есть вагонный парк в кредите под залог, то она может рассмотреть вариант рефинансирования данного парка через лизинг. Это поможет снизить процентную ставку и, как следствие, получить дополнительную экономию на налогах и на графике платежей. «Например, при стоимости вагона в среднем в 2,5 млн руб. (без НДС) в течение 10 лет снижение на 1% ставки фондирования в расчете по лизингу дает экономию 50 руб. на вагон в сутки», – приводит пример О. Ивановская.
Драйверами роста лизинговые компании называют также потребность рынка в обновлении маневровых локомотивов. Интересно, что, в отличие от прошлых лет, по итогам I квартала 2020 года некоторые участники ежеквартального исследования журнала «РЖД-Партнер» «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте» отмечали неплохую работу тягового состава. В I квартале было достаточно много довольных отправителей, отмечающих, что не только подвижного, но и тягового состава наконец-то хватает. Правда, многие просто привыкли к сбоям, поэтому с учетом этого фактора отправляют вагоны преимущественно по тем маршрутам, где сроки доставки не являются критичным фактором для получателя.
Точки соприкосновения
Несмотря на непростую ситуацию как для лизинговых компаний, так и для машиностроительных, можно сказать, что лед тронулся и ряд мер поддержки в последнее время только расширился. Так, например, постановлением правительства РФ от 13.05.2020 г. № 667 утвержден порядок предоставления субсидий для возмещения части затрат по приобретению новых маневровых локомотивов. Программа продлится до конца текущего года.
В соответствии с постановлением покупатели локомотивов мощностью до 1,2 тыс. л. с. получают возможность возмещения из федерального бюджета до 13,5% от цены приобретенного в этом году локомотива.
Указанную мощность, по данным исполнительного директора СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» Александра Маняхина, из 1,5 тыс. локомотивов, составляющих парк предприятий ассоциации, имеют 94%. Так как продление срока службы тепловозов уже нецелесообразно, обновление парка с помощью господдержки – хорошее в данном случае решение для предприятий.
Также известно, что железнодорожный холдинг «ОВК» поставит Государственной транспортной лизинговой компании до конца 2022 года 20 тыс. полувагонов с разгрузочными люками и до конца текущего года 5 тыс. вагонов-хопперов для перевозки зерна и продуктов перемола. Ранее ГТЛК объявила о планах запустить программу по лизингу и операционной аренде вагонов нового поколения, в том числе полувагонов, хопперов, крытых вагонов, а также фитинговых платформ. Вагоны будут передаваться заказчикам
в финансовый лизинг на срок до 15 лет, а в операционную аренду – от 1 года.
Растущие величины
Будущее участники рынка прогнозируют крайне осторожно: что будет в II полугодии текущего года, предугадать на 100% тяжело. Пока можно делать прогноз, лишь опираясь на опыт предыдущих кризисов. «В целом прогнозы неутешительные, в II полугодии 2020-го также ожидается сниженный спрос на обновление парка. По официальным данным, падение в отрасли наблюдается на уровне 5–6%, а по неофициальным – до 10%. Правительство прогнозирует переход к стабильному росту лишь в II–III кварталах 2021 года», – говорит Н. Новоселов.
При этом еще в апреле эксперты агентства «Эксперт РА» сообщали о том, что рынок лизинга в России за последние 5 лет ежегодно рос в различных сегментах от 10 до 30%. Но пандемия внесла свои коррективы. Исходя из рисков макроэкономической ситуации, возникших вследствие пандемии, а также нарушения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, аналитики агентства представили два сценария: умеренно негативный (падение рынка на 10%, до 1,35 трлн руб.) и кризисный. Однако последний также исходит из достаточно позитивных предпосылок.
Как недавно отмечал генеральный директор лизинговой компании ООО «Десса» Вячеслав Погудин, рынок лизинга железнодорожного подвижного состава ожидает трудное время. И снижение спроса на универсальные вагоны чувствуется уже сейчас. Однако на этом фоне перспективен сегмент специализированного парка, а также вагонов на тележках с повышенной осевой нагрузкой 25 тс.
Кроме того, интересным для лизинга является также контейнерный бизнес, в том числе рефрижераторные контейнеры. В лизинговых компаниях охотно говорят о заинтересованности в этом сегменте машиностроительной отрасли.
По словам представителей лизингового сектора, во многом дальнейшая судьба отрасли будет зависеть от мер господдержки, направленных на стимулирование спроса. Например, деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в настоящее время субсидируется регионами либо федеральными властями и была включена в перечень пострадавших от COVID-19, для нее по указу президента РФ была выделена дотация из бюджета на покрытие лизинговых платежей в размере 3,2 млрд руб.
«Одним словом, рынку необходимы антикризисные государственные меры, направленные на нормализацию деятельности отрасли и стабильный рост экономики. В первую очередь это снятие карантинных мер, увеличение грузовой базы, нормализация цен на нефть, стабильные отгрузки угля и т. д.», – резюмирует Н. Новоселов.
Точка зрения
Николай Новоселов,
начальник отдела продаж ООО «Райффайзен-Лизинг»
– В текущей ситуации неопределенности банки неохотно идут на новые сделки с длинным периодом финансирования – 7–10 лет и более. В этом плане лизинг, безусловно, является наиболее востребованным инструментом для приобретения вагонов, в первую очередь это связано с правом собственности на финансируемый актив.
Как следствие отсутствия стабильного спроса на приобретение подвижного состава со стороны потенциальных покупателей, финансирующих организаций и лизинговых компаний – в последнее время наблюдается тенденция к завышению авансовых платежей и добавлению комиссий за реализацию сделки, тем самым они занижают LTV (loan-to-value ratio) и рассматривают подвижной состав как более рисковый актив для финансирования. Такой подход не совсем удобен, с точки зрения клиента, так как отвлекать в моменте существенную сумму из бизнеса на покрытие авансового платежа в текущих реалиях становится крайне трудно.
В свою очередь, мы активно помогали клиентам, пострадавшим от ограничительных мер, связанных с COVID-19. Сейчас мы видим, что все меньше клиентов обращается с просьбой о реструктуризации лизинговых платежей, что может свидетельствовать об оживлении деловой активности.
В то же время по-прежнему пользуются спросом крытые вагоны (в основном большой кубатуры). Фитинговые платформы для контейнеров демонстрируют устойчивый рост во время пандемии, в основном за счет транзитных перевозок Китай – Европа – Китай (в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В апреле ОАО «РЖД» приняло решение о снижении до 40% ставок на транзитные перевозки порожних универсальных контейнеров из третьих стран. Хопперы тоже показывают устойчивую норму доходности для перевозки зерновых и цемента, а также узкоспециализированные цистерны (для химии, серы и т. д.), так как несколько лет назад было запрещено использование нефтебензиновых цистерн для прочих грузов.
В части нового бизнеса мы сохраняем объективный подход к оценке ликвидности различных типов активов, при этом качественно взвешивая финансовые риски, связанные с реализацией конкретной сделки, опираясь на анализ специфики нишевого бизнеса в определенных отраслях.
Несмотря на то, что мы считаем вагоны достаточно ликвидным активом, реализация сделки во многом зависит от кредитного качества конкретного клиента и структуры сделки.
[~DETAIL_TEXT] => Найти дополнительную опору
Согласно прогнозу Международного валютного фонда, по итогам 2020 года ВВП может сократиться на 5,5%, товарооборот – на 8,5%, грузооборот РЖД – на 7,3%, до 30% компаний могут прекратить свое существование. При негативных сценариях ожидается общее снижение бизнес-активности, сокращение рабочих мест и наступление экономической рецессии.
Как известно, именно на транспортную отрасль приходится значительная доля лизинговых контрактов. Так как и авиа-, и авто-, и железнодорожная отрасли с начала года демонстрируют падение, на фоне пандемии среди лизинговых компаний растет конкуренция за клиента.
В ответ на вызовы они активизируют работу с имеющимися клиентами и начинают формировать все более привлекательные условия для новых, потенциальных.
7 мая на совещании президента РФ Владимира Путина с представителями промышленности и транспорта РФ министр транспорта Евгений Дитрих обозначил ряд мер, по его мнению, необходимых для поддержания конкурентоспособности российского транспортного сектора, в том числе речь шла об оплате текущих лизинговых платежей для всех транспортных блоков. Одной из главных статей расходов в рамках поддержки отрасли уже стала помощь российских авиакомпаний – путем предоставления субсидий на частичную компенсацию расходов в связи со снижением их доходов из-за падения объемов пассажирских перевозок. На оплату лизинговых платежей может быть потрачено не более 30% субсидии.
В секторе железнодорожного машиностроения, где достаточно высока стоимость оборудования для предприятий, а также самого подвижного состава, лизинговая поддержка не менее актуальна. По информации президента Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) Владимира Прокофьева, на пике производства доля вагоностроения в структуре портфеля лизинговых компаний превысила 56% от всех лизинговых платежей РФ. Но в текущем году данный показатель снизился до 36%. Сегодня парк насчитывает свыше 1,17 млн ед. подвижного состава, что значительно превышает потребность и создает большие проблемы с его эксплуатацией. С учетом размещения в этом году заказов на строительство еще 63 тыс. новых вагонов эти проблемы в перспективе могут обостриться, считает он.
Пока, по словам представителей лизинговых компаний, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат может повлечь снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Но сейчас, по словам генерального директора АО «ВТБ Лизинг» Дмитрия Ивантера, ситуация с падением ставок далека от критической: лизинговые платежи обслуживаются, а графики платежей согласованы так, чтобы нагрузка на бизнес была разумной и равномерной.
Напомним, что в II квартале погрузка снизилась в целом по отрасли на 6%, грузооборот – на 7%, перевозки социально значимых товаров выросли на 60%. «Среднесуточные ставки упали в основном по рынку полувагонов и нефтяных цистерн и уже находятся на критическом уровне, то есть ниже лизинговых платежей. При сохранении тренда это приведет к банкротству или отказу от вагонов операторов, парк которых новый или куплен на высоком рынке (в первую очередь мелких, у которых нет подушки безопасности в виде старого парка и сервисных контрактов)», – поясняет начальник отдела продаж ООО «Райффайзен-Лизинг» Николай Новоселов.
В нынешних экономических условиях основные производители по большому счету работают на склад либо вообще временно приостанавливают выпуск. Однако в настоящий момент не наблюдается драматичного падения стоимости производимых вагонов, говорит Н. Новоселов. «Вполне возможно, что в связи со снижением стоимости металла в III и IV кварталах мы увидим ее существенную корректировку, что отчасти послужит дополнительным стимулом для реализации продукции», – комментирует он.
Гибкость и комфорт
Одна из главных задач, стоящих в настоящее время перед бизнесом в целом и компаниями железнодорожного машиностроения в частности, – это прежде всего поиск механизмов оптимизации затрат в условиях кризиса. На первом этапе лизинговые компании советуют провести инвентаризацию существующих ресурсов, проанализировать наличие парка в собственности, его стоимость, соотношение остатка долга на вагон к рыночной стоимости, платежную нагрузку на вагонную пару и найти точки опоры. Ими могут стать, к примеру, ликвидность компании, открытые кредитные линии, устойчивость и надежность клиентской и грузовой баз, наличие сильной команды и т. д.
Для поддержки машиностроения компании предлагают разные варианты. Самым распространенным является кредит. Но, по словам участников рынка, он редко кому выдается более чем на 5 лет.
Еще в самый разгар карантина генеральный директор компании «РустаЛогистик» (специализируется на экспедировании грузов, перевозимых всеми видами транспорта) Сергей Бураго одним из главных механизмов поддержки, помимо обнуления налогов, называл пролонгацию договора лизинга, что позволило бы комфортнее переформатировать бизнес-процессы. Кроме того, лизинг предоставляет возможность гибкого графика платежей.
Как правило, лизинговые компании стараются найти индивидуальный подход к своим клиентам, баланс между их возможностями и потребностями и подстроиться под бизнес-процесс. Участники рынка могут использовать следующие продукты: финансовый лизинг подвижного состава и локомотивной тяги, операционную аренду подвижного состава или локомотивной тяги по контрактам жизненного цикла.
Как отмечает управляющий директор по лизингу подвижного состава АО «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская, так как при лизинге в большинстве случаев риск принимается как на финансовое состояние оператора, так и на его имущество, есть возможность подходить гибко к размеру собственного участия оператора в парке. «Если компании, у которых на текущий момент есть собственный парк, срочно нужны деньги, можно организовать сделку возвратного лизинга, где лизинговая компания купит вагоны, а оператор получит деньги, и плюс к этому у него снизится налогооблагаемая база», – поясняет она.
Если у компании есть вагонный парк в кредите под залог, то она может рассмотреть вариант рефинансирования данного парка через лизинг. Это поможет снизить процентную ставку и, как следствие, получить дополнительную экономию на налогах и на графике платежей. «Например, при стоимости вагона в среднем в 2,5 млн руб. (без НДС) в течение 10 лет снижение на 1% ставки фондирования в расчете по лизингу дает экономию 50 руб. на вагон в сутки», – приводит пример О. Ивановская.
Драйверами роста лизинговые компании называют также потребность рынка в обновлении маневровых локомотивов. Интересно, что, в отличие от прошлых лет, по итогам I квартала 2020 года некоторые участники ежеквартального исследования журнала «РЖД-Партнер» «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте» отмечали неплохую работу тягового состава. В I квартале было достаточно много довольных отправителей, отмечающих, что не только подвижного, но и тягового состава наконец-то хватает. Правда, многие просто привыкли к сбоям, поэтому с учетом этого фактора отправляют вагоны преимущественно по тем маршрутам, где сроки доставки не являются критичным фактором для получателя.
Точки соприкосновения
Несмотря на непростую ситуацию как для лизинговых компаний, так и для машиностроительных, можно сказать, что лед тронулся и ряд мер поддержки в последнее время только расширился. Так, например, постановлением правительства РФ от 13.05.2020 г. № 667 утвержден порядок предоставления субсидий для возмещения части затрат по приобретению новых маневровых локомотивов. Программа продлится до конца текущего года.
В соответствии с постановлением покупатели локомотивов мощностью до 1,2 тыс. л. с. получают возможность возмещения из федерального бюджета до 13,5% от цены приобретенного в этом году локомотива.
Указанную мощность, по данным исполнительного директора СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» Александра Маняхина, из 1,5 тыс. локомотивов, составляющих парк предприятий ассоциации, имеют 94%. Так как продление срока службы тепловозов уже нецелесообразно, обновление парка с помощью господдержки – хорошее в данном случае решение для предприятий.
Также известно, что железнодорожный холдинг «ОВК» поставит Государственной транспортной лизинговой компании до конца 2022 года 20 тыс. полувагонов с разгрузочными люками и до конца текущего года 5 тыс. вагонов-хопперов для перевозки зерна и продуктов перемола. Ранее ГТЛК объявила о планах запустить программу по лизингу и операционной аренде вагонов нового поколения, в том числе полувагонов, хопперов, крытых вагонов, а также фитинговых платформ. Вагоны будут передаваться заказчикам
в финансовый лизинг на срок до 15 лет, а в операционную аренду – от 1 года.
Растущие величины
Будущее участники рынка прогнозируют крайне осторожно: что будет в II полугодии текущего года, предугадать на 100% тяжело. Пока можно делать прогноз, лишь опираясь на опыт предыдущих кризисов. «В целом прогнозы неутешительные, в II полугодии 2020-го также ожидается сниженный спрос на обновление парка. По официальным данным, падение в отрасли наблюдается на уровне 5–6%, а по неофициальным – до 10%. Правительство прогнозирует переход к стабильному росту лишь в II–III кварталах 2021 года», – говорит Н. Новоселов.
При этом еще в апреле эксперты агентства «Эксперт РА» сообщали о том, что рынок лизинга в России за последние 5 лет ежегодно рос в различных сегментах от 10 до 30%. Но пандемия внесла свои коррективы. Исходя из рисков макроэкономической ситуации, возникших вследствие пандемии, а также нарушения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, аналитики агентства представили два сценария: умеренно негативный (падение рынка на 10%, до 1,35 трлн руб.) и кризисный. Однако последний также исходит из достаточно позитивных предпосылок.
Как недавно отмечал генеральный директор лизинговой компании ООО «Десса» Вячеслав Погудин, рынок лизинга железнодорожного подвижного состава ожидает трудное время. И снижение спроса на универсальные вагоны чувствуется уже сейчас. Однако на этом фоне перспективен сегмент специализированного парка, а также вагонов на тележках с повышенной осевой нагрузкой 25 тс.
Кроме того, интересным для лизинга является также контейнерный бизнес, в том числе рефрижераторные контейнеры. В лизинговых компаниях охотно говорят о заинтересованности в этом сегменте машиностроительной отрасли.
По словам представителей лизингового сектора, во многом дальнейшая судьба отрасли будет зависеть от мер господдержки, направленных на стимулирование спроса. Например, деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в настоящее время субсидируется регионами либо федеральными властями и была включена в перечень пострадавших от COVID-19, для нее по указу президента РФ была выделена дотация из бюджета на покрытие лизинговых платежей в размере 3,2 млрд руб.
«Одним словом, рынку необходимы антикризисные государственные меры, направленные на нормализацию деятельности отрасли и стабильный рост экономики. В первую очередь это снятие карантинных мер, увеличение грузовой базы, нормализация цен на нефть, стабильные отгрузки угля и т. д.», – резюмирует Н. Новоселов.
Точка зрения
Николай Новоселов,
начальник отдела продаж ООО «Райффайзен-Лизинг»
– В текущей ситуации неопределенности банки неохотно идут на новые сделки с длинным периодом финансирования – 7–10 лет и более. В этом плане лизинг, безусловно, является наиболее востребованным инструментом для приобретения вагонов, в первую очередь это связано с правом собственности на финансируемый актив.
Как следствие отсутствия стабильного спроса на приобретение подвижного состава со стороны потенциальных покупателей, финансирующих организаций и лизинговых компаний – в последнее время наблюдается тенденция к завышению авансовых платежей и добавлению комиссий за реализацию сделки, тем самым они занижают LTV (loan-to-value ratio) и рассматривают подвижной состав как более рисковый актив для финансирования. Такой подход не совсем удобен, с точки зрения клиента, так как отвлекать в моменте существенную сумму из бизнеса на покрытие авансового платежа в текущих реалиях становится крайне трудно.
В свою очередь, мы активно помогали клиентам, пострадавшим от ограничительных мер, связанных с COVID-19. Сейчас мы видим, что все меньше клиентов обращается с просьбой о реструктуризации лизинговых платежей, что может свидетельствовать об оживлении деловой активности.
В то же время по-прежнему пользуются спросом крытые вагоны (в основном большой кубатуры). Фитинговые платформы для контейнеров демонстрируют устойчивый рост во время пандемии, в основном за счет транзитных перевозок Китай – Европа – Китай (в 2 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В апреле ОАО «РЖД» приняло решение о снижении до 40% ставок на транзитные перевозки порожних универсальных контейнеров из третьих стран. Хопперы тоже показывают устойчивую норму доходности для перевозки зерновых и цемента, а также узкоспециализированные цистерны (для химии, серы и т. д.), так как несколько лет назад было запрещено использование нефтебензиновых цистерн для прочих грузов.
В части нового бизнеса мы сохраняем объективный подход к оценке ликвидности различных типов активов, при этом качественно взвешивая финансовые риски, связанные с реализацией конкретной сделки, опираясь на анализ специфики нишевого бизнеса в определенных отраслях.
Несмотря на то, что мы считаем вагоны достаточно ликвидным активом, реализация сделки во многом зависит от кредитного качества конкретного клиента и структуры сделки.
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT] => Падение погрузки, ухудшение экономической обстановки, сокращение инвестпрограмм и невозможность долгосрочного прогнозирования – все это стало новыми вызовами, справиться с которыми в кризис можно только при взаимовыгодном сотрудничестве и активизации всех участников перевозочного процесса. Одним из эффективных инструментов поддержки бизнеса в условиях пандемии может стать лизинг. Какие послабления для предприятий транспортного машиностроения могут предложить лизинговые компании и как коронавирус может скорректировать лизинг продукции транспортного сектора?
[~PREVIEW_TEXT] => Падение погрузки, ухудшение экономической обстановки, сокращение инвестпрограмм и невозможность долгосрочного прогнозирования – все это стало новыми вызовами, справиться с которыми в кризис можно только при взаимовыгодном сотрудничестве и активизации всех участников перевозочного процесса. Одним из эффективных инструментов поддержки бизнеса в условиях пандемии может стать лизинг. Какие послабления для предприятий транспортного машиностроения могут предложить лизинговые компании и как коронавирус может скорректировать лизинг продукции транспортного сектора?
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 1981400
[TIMESTAMP_X] => 26.06.2020 11:21:19
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 420
[WIDTH] => 630
[FILE_SIZE] => 158230
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/580
[FILE_NAME] => IMG_0075.jpg
[ORIGINAL_NAME] => IMG_0075.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => d017eaa3bd54d42164f116c86f9166a3
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/580/IMG_0075.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/580/IMG_0075.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/580/IMG_0075.jpg
[ALT] => Скорая лизинговая помощь
[TITLE] => Скорая лизинговая помощь
)
[~PREVIEW_PICTURE] => 1981400
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => skoraya-lizingovaya-pomoshch-
[~CODE] => skoraya-lizingovaya-pomoshch-
[EXTERNAL_ID] => 382070
[~EXTERNAL_ID] => 382070
[IBLOCK_TYPE_ID] => info
[~IBLOCK_TYPE_ID] => info
[IBLOCK_CODE] => articles_magazines
[~IBLOCK_CODE] => articles_magazines
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] =>
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] =>
[LID] => s1
[~LID] => s1
[EDIT_LINK] =>
[DELETE_LINK] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 25.06.2020
[FIELDS] => Array
(
)
[PROPERTIES] => Array
(
[AUTHOR] => Array
(
[ID] => 97
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Автор
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 400
[CODE] => AUTHOR
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => Y
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Автор
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] => Наталья Гусаченко
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:97
[DESCRIPTION] =>
[~VALUE] => Наталья Гусаченко
[~DESCRIPTION] =>
)
[AUTHOR_PHOTO] => Array
(
[ID] => 108
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Автор фото
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 410
[CODE] => AUTHOR_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Автор фото
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:108
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
[ISSUE] => Array
(
[ID] => 93
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Выпуск
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => ISSUE
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => E
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => Y
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Выпуск
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] => 382057
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:93
[DESCRIPTION] =>
[~VALUE] => 382057
[~DESCRIPTION] =>
)
[BLOG_POST_ID] => Array
(
[ID] => 94
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => ID поста блога для комментариев
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => BLOG_POST_ID
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => ID поста блога для комментариев
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:94
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
[BLOG_COMMENTS_CNT] => Array
(
[ID] => 95
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Количество комментариев
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => BLOG_COMMENTS_CNT
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => N
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Количество комментариев
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:95
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
[MORE_PHOTO] => Array
(
[ID] => 98
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Дополнительные фотографии
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => MORE_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Дополнительные фотографии
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
[PUBLIC_ACCESS] => Array
(
[ID] => 110
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Открытый доступ
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => PUBLIC_ACCESS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Открытый доступ
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:110
[VALUE_ENUM_ID] => 0
[DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
)
[ATTACHED_PDF] => Array
(
[ID] => 324
[IBLOCK_ID] => 25
[NAME] => Прикрепленный PDF
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => ATTACHED_PDF
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] => pdf
[MULTIPLE_CNT] => 5
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 2
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[~NAME] => Прикрепленный PDF
[~DEFAULT_VALUE] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 382070:324
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~VALUE] =>
)
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
)
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[SECTION_META_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[SECTION_META_KEYWORDS] => скорая лизинговая помощь
[SECTION_META_DESCRIPTION] => Падение погрузки, ухудшение экономической обстановки, сокращение инвестпрограмм и невозможность долгосрочного прогнозирования – все это стало новыми вызовами, справиться с которыми в кризис можно только при взаимовыгодном сотрудничестве и активизации всех участников перевозочного процесса. Одним из эффективных инструментов поддержки бизнеса в условиях пандемии может стать лизинг. Какие послабления для предприятий транспортного машиностроения могут предложить лизинговые компании и как коронавирус может скорректировать лизинг продукции транспортного сектора?
[ELEMENT_META_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_META_KEYWORDS] => скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Падение погрузки, ухудшение экономической обстановки, сокращение инвестпрограмм и невозможность долгосрочного прогнозирования – все это стало новыми вызовами, справиться с которыми в кризис можно только при взаимовыгодном сотрудничестве и активизации всех участников перевозочного процесса. Одним из эффективных инструментов поддержки бизнеса в условиях пандемии может стать лизинг. Какие послабления для предприятий транспортного машиностроения могут предложить лизинговые компании и как коронавирус может скорректировать лизинг продукции транспортного сектора?
[SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Скорая лизинговая помощь
[SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Скорая лизинговая помощь
[SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Скорая лизинговая помощь
[ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Скорая лизинговая помощь
)
)