Лесные грузы ищут путь в Китай
Китайская народная республика на сегодня остается стратегическим рынком сбыта для российских предприятий лесопромышленного комплекса. В то же время вывоз лесопродукции через погранпереходы с КНР затруднен вследствие высокой востребованности Восточного полигона у многих грузоотправителей. Экспортеры предлагают наиболее эффективно использовать имеющиеся пропускные способности инфраструктуры, оптимизируя управление вагонным парком между выгрузочными и погрузочными операциями.
В январе – июне общий объем поставок пиломатериалов хвойных и лиственных пород из России в КНР превысил 6 млн куб. м. Данный объем на 5% превышает результат за аналогичный период 2022 года.
«Экономические ограничения только усиливают роль Поднебесной в структуре экспорта пиломатериалов. Если в предыдущие годы туда оправлялась примерно половина лесных грузов, то уже в I полугодии этого объем превысил 60%», – сообщил директор «Рослесинфорга» Павел Чащин.
Сейчас ориентация на восточное, главным образом китайское, направление позволяет лесопромышленникам компенсировать потери на других рынках. При этом экспортерам оказываются меры поддержки различного рода, в том числе в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Например, в Хакасии местный центр «Мой бизнес» помогает предприятиям в софинансировании логистических затрат при отправке продукции на экспорт. Размер субсидирования на каждого экспортера составил менее 200 тыс. руб. В этом году на один субъект уже приходится до 500 тыс. руб.
Между тем отправки лесных грузов в направлении железнодорожных пунктов пропуска с Китаем сопряжены с немалыми сложностями.
В конце июля ситуация рассматривалась на межведомственном совещании в Абакане. На нем грузоотправители озвучили ряд предложений, реализация которых позволит увеличить объем вывоза готовой продукции железнодорожным транспортом. В частности, отмечено, что основной парк порожних вагонов после выгрузки в Хакасии отправляется под погрузку в адрес крупных заводов и комбинатов в восточном направлении, при этом в самом Абаканском регионе Красноярской магистрали местные грузоотправители сталкиваются с дефицитом крытых вагонов.
Для получения резервов пропускной способности и обеспечения парком производителей товаров в республике компания «ТК Восточный» предлагает рекомендовать крупным собственникам-операторам крытых вагонов подвижной состав данного типа, прибывающий под выгрузку, затем задействовать, прежде всего, для погрузки в Абаканском регионе.
Решения требует проблема с ограничением возможностей по предъявлению порожних вагонов под погрузку в рамках внутристанционных операций. Речь, в первую очередь, о крупных грузовых станциях Минусинск и Курагино. Ранее предъявление подвижного состава под погрузку производилось внутри станции погрузки, теперь приходится сначала направлять порожний парк на ст. предъявления Абакан. В этом случае клиент вынужден оплачивать тариф как при отправке вагона на станцию предъявления, так и при последующей дислокации – на станцию погрузки, либо предъявлять подвижной состав в пути следования, что затрудняет рабочие процессы, а также увеличивает срок оборачиваемости вагонов. В ООО «ТК Восточный» предлагают рекомендовать ОАО «РЖД» вернуться к прежней схеме работы.
Реализация вышеуказанных предложений поможет минимизировать потери в погрузке, а Хакасия за счет увеличения вывоза, в том числе и экспортоориентированной продукции, получит больше налоговых отчислений, подчеркивает юрист компании Татьяна Гитер.
Трудности с вывозом лесной продукции в восточном направлении возникли с приостановлением действий Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре, на смену которым пришли Временные правила очередности перевозок. В связи с чем заявки на отправку груза согласовывались в ограниченном количестве, а согласованный объем принимался к транспортировке с задержкой до 3 недель, свидетельствуют в «ТК Восточный».
Как рассказали в компании, в настоящий момент одни из крупнейших операторов вагонов (ООО «РСТ», АО «ПГК» и ООО «Атлант») пошли навстречу грузоотправителям, и со второй половины июля увеличили объем крытых вагонов для отгрузки лесных грузов с Абаканского региона КрЖД в восточном направлении. Только вот объемы согласованных заявок ГУ-12 на август значительно были сокращены, в связи с чем сложилась ситуация, абсолютно противоположная предыдущим месяцам. Наличие согласованного объема заявок оказалось недостаточным для освоения выделенного (фактически оплаченного) парка вагонов.
«В сложившейся ситуации планировать работу нет возможности. И субъекты МСП вынуждены регулярно обращаться за поддержкой к органам власти субъектов. Из своего опыта могу сказать, что правительство Республики Хакасия принимает активное участие в развитии малого и среднего предпринимательства на территории республики. На сегодняшний день министерство экономического развития, председатель правительства Республики Хакасия Сергей Комаров ведут активную работу по вывозу готовой продукции, в том числе и лесных грузов (пиломатериалов) предприятиями малого и среднего предпринимательства железнодорожным транспортом», – говорит Татьяна Гитер.
Автор: Павел Усов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Назад к списку статей журнала