+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва

РЖД-Партнер

РЖД-Партнер
Деловой журнал Российских железных дорог. Цель журнала – обеспечение информационных потребностей пользователей транспортных услуг и представителей транспортных компаний с предоставлением анализа событий и тенденций транспортного рынка. На страницах журнала освещается широкий круг проблем функционирования транспортной отрасли в России, странах СНГ и Балтии, один из основных приоритетов – грузовые железнодорожные перевозки.

№ 24 (532) декабрь 2024

В кадровой яме
Кадровый кризис захлестнул большое количество отраслей. Особенно не хватает рабочего персонала: в РЖД признают, что испытывают сложности с локомотивными бригадами, транспортные компании прогнозируют усугубление дефицита водителей. 

«Черные лебеди» – куда они тянут рынок?
В ноябре ставки операторов на полувагоны продолжили стоять на прежнем уровне. И теперь ждут малейшего толчка, чтобы начать движение вверх.

Цифровое воплощение логистики
Обращение транспортной и логистической отраслей к «цифре» продолжается. Большое внимание уделяется переходу в онлайн именно документооборота – как со стороны рынка, так и со стороны государства. Подтверждение – запущенный в 2024 году эксперимент по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП).

Когда подует ветер перемен
Экономическое партнерство РФ и Китая может пойти по инерционному сценарию отношений. В 2022 и 2023 годах темпы торговли между странами демонстрировали существенный рост, который в 2024-м упал до минимальных значений. Эксперты назвали целый ряд факторов, влияющих на спад темпов роста товарооборота. 

На востоке наметили новый широтный ход
Безусловно, интригой нынешнего распоряжения правительства является идея расширения железной дороги до Красноярского края, а именно до Тунгусского угольного бассейна. Таким образом, речь идет о мега¬проекте: создании дополнительного широтного хода, столь же протяженного, как и БАМ. 

№ 23 (531) декабрь 2024

Топтание на месте вместо ухода вниз
Базовая ставка аренды полувагонов в октябре текущего года осталась неизменной. Более всего на тренд удержания сложившегося уровня базовой ставки аренды полувагона на споте сказалось решение перевозчика отставить от движения на сети не менее 132,2 тыс. вагонов с разбивкой по дорогам дислокации 

РЖД и государство: кто тут регулятор?
Участников рынка грузовых железнодорожных перевозок беспокоит не только ситуация, сложившаяся на сети к концу 2024 года, но и недавние предложения ОАО «РЖД» по ее корректировке. В целом они не только выглядят как спонтанные попытки владельца инфраструктуры справиться с коллапсом в одиночку, но и порождают массу вопросов.

Дисбалансы в бизнес-модели генерируют риски потери управления
ОАО «РЖД» развивалось как коммерческая структура и одновременно позиционировалось как локомотив российской экономики. Этот посыл двуединства целеполагания содержал безусловное противоречие, но было сочтено, что сам практический ответ приведет к некому балансу интересов. Однако этого не произошло.  

Новый поворот, а за ним – старые проблемы
В ходе реформирования отрасли холдингу не удалось избавиться от проблем, которые достались компании со времен МПС РФ. При новой вертикально интегрированной структуре менеджмента наблюдалась слабая согласованность на стыках ответственности региональных дирекций, расположенных внутри железной дороги.

Кадровый дефицит: почему все не так?
Одним из следствий структурной реформы компании «РЖД» стал кадровый дефицит в отрасли. И этот дефицит достиг в 2024 году таких размеров, что теперь уже возникают опасения по поводу обеспечения безопасной и беспрерывной работы железнодорожной отрасли.  

№ 21-22 (529-530) ноябрь 2024

Высокая ставка, растущие тарифы, рецессия в экономике – 2025-й уже близко...
Причин для радости в наступающем году мало – российская экономика замедляется, и есть все основания ожидать очередной рецессии, такой прогноз дал «РЖД-Партнеру» главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.

Господство спота vs планирование поставок
До 80% угля на РЖД по отдельным направлениям вывозится в рамках сервисных контрактов. И данный сегмент рынка предоставления операторских услуг активно развивается. С чем связан интерес к сервисным контрактам?

Над вагоностроением нависла тень новых рисков
На сети были созданы условия, препятствующие свободному передислоцированию порожнего подвижного состава при сборке его в лоты на лимитирующих направлениях. Причем полигон лимитирующих направлений на РЖД расширился, охватив не только экспортные, но и некоторые внутренние маршруты, чего раньше не наблюдалось. 

Куда доедет колесо вагона?
В А ОЖдПС накоплен опыт по обоснованию снижения стоимости колесных пар в результате нарушений условий их эксплуатации. Мы попросили об этом рассказать председателя А ОЖдПС Андрея Соболева. 

№ 19-20 (527-528) октябрь 2024

Вагоны обгоняют рынок
Производство грузовых вагонов по итогам 2024 года может возрасти до 72–75 тыс. и стать максимальным за последние пять лет. Однако эксперты отмечают высокие риски в сфере вагоностроения и операторского бизнеса.

Маятник качается
В конце августа фрахт 40-футового контейнера, отправленного из Шанхая в Роттердам, составил $8 тыс., рост – 374%. Среди причин: сложности работы на привычных маршрутах, крепнущий дисбаланс экспортно-импортных грузопотоков, дефицит порожнего оборудования в Китае. Ситуация сложная, но одновременно и подвижная. 

Что происходит, мы спросим – на сети осень…
«РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу.

На сети – пора листопада и падения погрузки
Погрузка на РЖД в сентябре 2024 года взяла антирекорд: было погружено на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение погрузки происходило на фоне еще более глубокого снижения грузооборота.

Операторы между Сциллой и Харибдой
В начале осени снизилась доходность бизнеса железнодорожных операторов. Почему это произошло? Ответ искали участники рынка в рамках конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии». 

№ 17-18 (525-526) сентябрь 2024

Дьявол – в деталях
Сегмент вагоноремонта в 2023–2024 гг. не переживает глобальных изменений. Однако вагоноремонтным предприятиям все равно приходится подстраиваться под реалии, которые приносит ситуация в стране и мире.

НЦТЛП: эксперимент, который должен
1 августа начался эксперимент по использованию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). Тестирование будет идти меньше года, до июня 2025-го. За это время участники рынка надеются преобразить транспортный мир так, чтобы электронный документооборот работал на всех этапах грузоперевозок.

Поезда у семафора: что им светит впереди?
Летом текущего года погрузка на РЖД снизилась: в июле – на 5,6% и в августе – на 6% по сравнению с теми же месяцами прошлого года. Почему так происходит? Какие меры целесообразно предпринять, чтобы избежать коллапса железнодорожных отправок?

Сеть заставила игроков раскошелиться
Ключевые индикаторы операторского рынка указывают на то, что маржинальность операторского бизнеса в 2024 году снизилась. Достаточно ли остается у рынка еще ресурсов для поддержания оптимального уровня доходности при эксплуатации парка?

Казахстанская роза ветров
В Казахстане сейчас сосредоточились логистические грузопотоки едва ли не всего мира, ведь он находится на пересечении важных транспортных артерий. Генеральный директор АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов рассказал РЖД-Партнеру» о богатом многообразии транспортно-логистических маршрутов.

№ 15-16 (523-524) август 2024

Ставки замерли… пока
В июле текущего года ситуация на операторском рынке в целом не изменилась.  В июле ожидались подвижки. Однако за указанный месяц железнодорожная статистика спутала карты: погрузка снизилась до 97,4 млн т, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Остановит ли ключевая ставка рост инфляции?
В конце июля 2024 года ставку подняли до 18%, а инфляция в годовом выражении превысила 9%.  Стоит ли ждать снижения ключевой ставки до конца 2024 года? При каком размере она станет запретительной? Будут ли реализованы все запланированные проекты, в том числе ВСМ? 

Борьба за грузы: авто выигрывает у железной дороги?
То, что автотранспорт становится все более влиятельным, когда речь идет о перевозке грузов, подтверждают цифры Росстата – грузооборот автомобильного транспорта за первые шесть месяцев 2024 года составил 186,4 млрд т-км, что на 7,7% больше результатов прошлого года. «РЖД-Партнер» поговорил с представителями рынка о тяготении грузов к автотранспорту и условиях возвращения их на ж/д. 

Близко-далекая Поднебесная 
Доля Китая в объеме внешней торговли России к 2030 году достигнет 38%. О том, какие трудности нужно преодолеть, о нюансах, в том числе культурных и правовых, о перспективах сотрудничества говорили в конце июля на деловом семинаре «Бизнес с Китаем: проблемы логистики и взаиморасчетов», организованном журналом «РЖД-Партнер».

Вагон на последней миле
Среднее время обработки вагона в российских портах, занятых перевалкой угля, за последнее время заметно сократилось. В то же время большинство стивидорных компаний свой показатель минимального простоя  при выгрузочных операциях не выдерживает.

№ 13-14 (521-522) июль 2024

Летнее равноденствие

«РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу.  


ВСМ: проект, который уже должен

Если верить макету ВСМ, представленному на ПМЭФ, то трасса соединит Москву не только с Петербургом, но и с Нижним Новгородом, Казанью и Екатеринбургом. Мы не только увидели дорогу будущего, но и узнали о ценах на высокоскоростную поездку и востребованности дорогой дороги будущего.


Экономика растет – погрузка падает

В мае текущего года минус в погрузке составил 2,1%, в апреле – 3,6%, в марте – 3,5%, в феврале – 1,4%, в январе – 4,3%. Некоторые эксперты предполагали, что летом динамика по данному показателю должна улучшиться. Этого не случилось.


Инвестиционный полигон

Весной подписано правительственное распоряжение об утверждении паспорта III этапа модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба. Ориентировочный объем инвестиций в продолжение развития Восточного полигона составит 3 трлн 738 млрд руб.

 

Долгая дорога к «цифре»

Цифровая эпоха давно наступает на транспортную отрасль. Внедрение новых подходов не обходится без периода «притирки» к глобальной системе транспортировки. С какими «черными пятнами» отрасль сталкивается  на пути к цифровизации?

№ 11-12 (519-520) июнь 2024

Как лечить кровеносную систему страны?
Железнодорожный криз, как и гипертонический, нельзя оставлять без внимания. Парадокс заключается в том, что во внимании отрасль как раз купается, но криз не уходит.

Индексы цен: вместо или вместе с тарифным регулированием?
Отдельные сферы железнодорожного транспорта работают в рамках рыночного ценообразования, тогда как другие – в условиях регулируемых тарифов. Поэтому существует необходимость получения надежных индикаторов цен как в отношении комплексной услуги грузовой железнодорожной перевозки,  так и в отношении ее отдельных составляющих.

Агрологистика: с широким размахом
Как агрологистическому сектору удается эффективное развитие? О препятствиях, успехах и актуальных задачах рассказала Алевтина Кириллова, генеральный директор Управляющей дирекции проекта «Евразийский агроэкспресс» – АНО «Евразийская агрологистика», доктор технических наук, действительный член Российской академии транспорта.

Под угрозой вторичных санкций
Ситуация, в которой Китай частично перестал проводить платежи из России, началась после издания указа американского президента от 22 декабря 2023 года. Документ дал основание для наложения санкций на финансовые учреждения, работающие с РФ.

Движение вопреки санкциям 
Судя по итогам работы стивидорных компаний в 2024 году, рынок в целом адаптировался к санкциям. Если сравнить объемы перевалки за последние три года, российские морские порты нашли замены как в части грузопотока, так и логистики.

№ 9-10 (517-518) май 2024

Если завод меняет собственника, то конвейер… обнуляется?

Более 300 млн руб. компания из России ООО «Еврологистик» перевела в мае 2023 года вагоностроительному заводу Cool Infinity в Казахстане в качестве предоплаты за производство 100 вагонов-термосов. К апрелю в Россию из ста обещанных вагонов поступило только 13.  


Локомотивы уходят в простой 

Одной из причин спада погрузки в I квартале 2024 года стало ухудшение ситуации с обеспечением перевозок тяговыми ресурсами. Вследствие растущего объема ремонта локомотивов и длительного нахождения техники в сервисных депо у перевозчика уменьшаются возможности вывоза груза.


Мультимодальность на МТК Север – Юг: уравнение с переменными 

Мультимодальным в большинстве случаев будет любой из трех маршрутов МТК Север – Юг. В какую сумму обойдется такая перевозка? Участники рынка не берутся быть точными в расчетах: слишком много факторов на современном этапе влияют на цену. 


Цифровое планирование: как вывезти свой груз?

В последнее время живой интерес вызывают споры о том, может ли искусственный интеллект улучшить управление перевозками или он все-таки начинает играть роль искусственного ограничителя погрузки. Не этим ли можно объяснить нестыковку в том, что российская экономика вроде как растет, а железнодорожная погрузка – снижается? 


В ожидании активности грузовладельцев

Претензионно-исковая работа не перестает быть актуальной и острой темой в сфере железнодорожных перевозок. Юристы советуют быть настойчивее в спорах, владельцам грузов – особенно. 





№ 8 (516) апрель 2024

Весеннее равновесие
Март стал своего рода месяцем равновесия: базовые ставки аренды остались на прежних позициях, за исключением длиннобазных лесовозов. При этом по целому ряду позиций наметился рост ставок доходности.

Железная дорога теряет стройгрузы
В I квартале погрузка строительных грузов снизилась на 17%, только на ОЖД погрузили на 14% меньше. Если верить грузоотправителям, то они готовы наращивать погрузку, однако, дескать, железнодорожники выступают против такого желания.

В полосе невывезения
К началу весны образовалась напряженная ситуация с завозом в регионы ДФО жизнеобеспечивающих грузов и одновременно с вывозом местной продукции на экспорт. Сейчас она регулируется, по сути, в ручном режиме с участием региональных властей.

Экономика растет, погрузка падает
По данным Минэкономразвития, с учетом сезонности производство в I квартале выросло на 1,3%. Следовало ожидать в РФ прибавки в физических объемах по основным сырьевым и промышленным позициям. Между тем погрузка на сети РЖД за указанный период сократилась на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По методике – профицит, по ощущениям – нехватка
Отвечают ли сегодня объемы парка подвижного состава на сети РЖД потребностям перевозки грузов? Вопрос дискуссионный.

Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions