+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва

РЖД-Партнер

РЖД-Партнер
Деловой журнал для участников рынка транспортных услуг. Цель журнала – обеспечение информационных потребностей участников рынка транспортных услуг и представителей транспортных компаний с предоставлением анализа событий и тенденций транспортного рынка. На страницах журнала освещается широкий круг проблем функционирования транспортной отрасли в России, странах СНГ и Балтии, один из основных приоритетов – грузовые железнодорожные перевозки.

№ 3-4 (535-536) февраль 2025

У вагонов очередной тяни-толкай
Рынок в январе 2025 года реагировал на ситуацию, сложившуюся на сети, крайне нервно, что проявилось в повышенной волатильности поведения ставок аренды. Отдельные рейсы в полувагонах выполнялись в необычно широком диапазоне – от 960 до 4300 руб./сут.

В сфере транспортного бизнеса работает немало ярких представительниц прекрасного пола, которые не просто занимают топовые позиции в компаниях, но и влияют на эффективность рынка транспортных услуг в целом. В преддверии Международного женского дня мы подготовили специальный проект «Транспорт – женское дело», где рассказываем о женщинах – руководителях.

ПНД – не библия: пишите письма
На сети РЖД в 2025 году действует обновленная редакция Правил недискриминационного доступа (ПНД) перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. В ЦФТО ОАО «РЖД» провели брифинги для грузоотправителей на тему того, что изменилось в связи с этим событием.

Будущее за нестандартностью
Основными торговыми партнерами России в настоящем и будущем можно считать Китай, Индию, Иран и Турцию. Хотя для работы с этими странами существуют некоторые препятствия: инфраструктурные ограничения, финансовые трудности с платежами, изменение спроса на традиционные для обозначенных стран грузы. 

Отцепкам наметили курс на снижение 
Число грузовых вагонов на сети растет, приближаясь сегодня к 1,4 млн ед., причем практически такое же количество парка ежегодно уходит в текущий отцепочный ремонт. Общую обеспокоенность по этому поводу выразил заместитель гендиректора ОАО «РЖД» – начальник департамента безопасности движения Шевкет Шайдуллин.

№ 1-2 (533-534) январь 2025

Как регулировать железнодорожные тарифы?
На 2025 год тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8% по предложению ОАО «РЖД». Действительно, факторы, способствующие этому повышению, имели место быть. Участвовал ли кто-то из заинтересованных организаций в заседании правления ФАС России – это имеет значение уже только для истории. А участники рынка могут сконцентрироваться на обсуждении подходов для будущих периодов регулирования.

Зимние парадоксы
Под конец 2024-го одни клиенты уверяли, что давно не видели такого размера предложений свободного парка и готовности к скидкам на него, как в декабре, а другие указывали, что в последний месяц года сложно было найти дешевый полувагон под гарантированную подачу в срок. В результате нижняя планка коридора колебания ставок ощутимо ушла вниз.

Порожние вагоны и как за ними охотятся
С неоптимальным использованием порожнего парка на сети борются уже давно. Однако если ранее меры, принимаемые перевозчиком, встречали понимание участников рынка, то с осени прошлого года его инициативы вызывают недоумение и зачастую активное неприятие как со стороны клиентов, так и операторов.

Удастся ли отыграть утраченное?
В 2024 году погрузка на сети РЖД сократилась до 1,18 млрд т, что на 4,1% меньше по сравнению с 2023 годом (однако почти соответствует уровню 2003–2004 гг.). Оптимистические прогнозы некоторых отраслевых специалистов на 2025 год пока выглядят не слишком убедительными.

Мир близок к Великой депрессии?
В наступившем году участников рынка грузовых перевозок ждет, во-первых, повышение налогов, а во-вторых, снижение спроса на их услуги. Этот год надо просто пережить, такое заявление сделали экономисты за деловым завтраком, который организовал «РЖД-Партнер» в рамках конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».

№ 24 (532) декабрь 2024

В кадровой яме
Кадровый кризис захлестнул большое количество отраслей. Особенно не хватает рабочего персонала: в РЖД признают, что испытывают сложности с локомотивными бригадами, транспортные компании прогнозируют усугубление дефицита водителей. 

«Черные лебеди» – куда они тянут рынок?
В ноябре ставки операторов на полувагоны продолжили стоять на прежнем уровне. И теперь ждут малейшего толчка, чтобы начать движение вверх.

Цифровое воплощение логистики
Обращение транспортной и логистической отраслей к «цифре» продолжается. Большое внимание уделяется переходу в онлайн именно документооборота – как со стороны рынка, так и со стороны государства. Подтверждение – запущенный в 2024 году эксперимент по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП).

Когда подует ветер перемен
Экономическое партнерство РФ и Китая может пойти по инерционному сценарию отношений. В 2022 и 2023 годах темпы торговли между странами демонстрировали существенный рост, который в 2024-м упал до минимальных значений. Эксперты назвали целый ряд факторов, влияющих на спад темпов роста товарооборота. 

На востоке наметили новый широтный ход
Безусловно, интригой нынешнего распоряжения правительства является идея расширения железной дороги до Красноярского края, а именно до Тунгусского угольного бассейна. Таким образом, речь идет о мега¬проекте: создании дополнительного широтного хода, столь же протяженного, как и БАМ. 

№ 23 (531) декабрь 2024

Топтание на месте вместо ухода вниз
Базовая ставка аренды полувагонов в октябре текущего года осталась неизменной. Более всего на тренд удержания сложившегося уровня базовой ставки аренды полувагона на споте сказалось решение перевозчика отставить от движения на сети не менее 132,2 тыс. вагонов с разбивкой по дорогам дислокации 

РЖД и государство: кто тут регулятор?
Участников рынка грузовых железнодорожных перевозок беспокоит не только ситуация, сложившаяся на сети к концу 2024 года, но и недавние предложения ОАО «РЖД» по ее корректировке. В целом они не только выглядят как спонтанные попытки владельца инфраструктуры справиться с коллапсом в одиночку, но и порождают массу вопросов.

Дисбалансы в бизнес-модели генерируют риски потери управления
ОАО «РЖД» развивалось как коммерческая структура и одновременно позиционировалось как локомотив российской экономики. Этот посыл двуединства целеполагания содержал безусловное противоречие, но было сочтено, что сам практический ответ приведет к некому балансу интересов. Однако этого не произошло.  

Новый поворот, а за ним – старые проблемы
В ходе реформирования отрасли холдингу не удалось избавиться от проблем, которые достались компании со времен МПС РФ. При новой вертикально интегрированной структуре менеджмента наблюдалась слабая согласованность на стыках ответственности региональных дирекций, расположенных внутри железной дороги.

Кадровый дефицит: почему все не так?
Одним из следствий структурной реформы компании «РЖД» стал кадровый дефицит в отрасли. И этот дефицит достиг в 2024 году таких размеров, что теперь уже возникают опасения по поводу обеспечения безопасной и беспрерывной работы железнодорожной отрасли.  

№ 21-22 (529-530) ноябрь 2024

Высокая ставка, растущие тарифы, рецессия в экономике – 2025-й уже близко...
Причин для радости в наступающем году мало – российская экономика замедляется, и есть все основания ожидать очередной рецессии, такой прогноз дал «РЖД-Партнеру» главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.

Господство спота vs планирование поставок
До 80% угля на РЖД по отдельным направлениям вывозится в рамках сервисных контрактов. И данный сегмент рынка предоставления операторских услуг активно развивается. С чем связан интерес к сервисным контрактам?

Над вагоностроением нависла тень новых рисков
На сети были созданы условия, препятствующие свободному передислоцированию порожнего подвижного состава при сборке его в лоты на лимитирующих направлениях. Причем полигон лимитирующих направлений на РЖД расширился, охватив не только экспортные, но и некоторые внутренние маршруты, чего раньше не наблюдалось. 

Куда доедет колесо вагона?
В А ОЖдПС накоплен опыт по обоснованию снижения стоимости колесных пар в результате нарушений условий их эксплуатации. Мы попросили об этом рассказать председателя А ОЖдПС Андрея Соболева. 

№ 19-20 (527-528) октябрь 2024

Вагоны обгоняют рынок
Производство грузовых вагонов по итогам 2024 года может возрасти до 72–75 тыс. и стать максимальным за последние пять лет. Однако эксперты отмечают высокие риски в сфере вагоностроения и операторского бизнеса.

Маятник качается
В конце августа фрахт 40-футового контейнера, отправленного из Шанхая в Роттердам, составил $8 тыс., рост – 374%. Среди причин: сложности работы на привычных маршрутах, крепнущий дисбаланс экспортно-импортных грузопотоков, дефицит порожнего оборудования в Китае. Ситуация сложная, но одновременно и подвижная. 

Что происходит, мы спросим – на сети осень…
«РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу.

На сети – пора листопада и падения погрузки
Погрузка на РЖД в сентябре 2024 года взяла антирекорд: было погружено на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение погрузки происходило на фоне еще более глубокого снижения грузооборота.

Операторы между Сциллой и Харибдой
В начале осени снизилась доходность бизнеса железнодорожных операторов. Почему это произошло? Ответ искали участники рынка в рамках конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии». 

№ 17-18 (525-526) сентябрь 2024

Дьявол – в деталях
Сегмент вагоноремонта в 2023–2024 гг. не переживает глобальных изменений. Однако вагоноремонтным предприятиям все равно приходится подстраиваться под реалии, которые приносит ситуация в стране и мире.

НЦТЛП: эксперимент, который должен
1 августа начался эксперимент по использованию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). Тестирование будет идти меньше года, до июня 2025-го. За это время участники рынка надеются преобразить транспортный мир так, чтобы электронный документооборот работал на всех этапах грузоперевозок.

Поезда у семафора: что им светит впереди?
Летом текущего года погрузка на РЖД снизилась: в июле – на 5,6% и в августе – на 6% по сравнению с теми же месяцами прошлого года. Почему так происходит? Какие меры целесообразно предпринять, чтобы избежать коллапса железнодорожных отправок?

Сеть заставила игроков раскошелиться
Ключевые индикаторы операторского рынка указывают на то, что маржинальность операторского бизнеса в 2024 году снизилась. Достаточно ли остается у рынка еще ресурсов для поддержания оптимального уровня доходности при эксплуатации парка?

Казахстанская роза ветров
В Казахстане сейчас сосредоточились логистические грузопотоки едва ли не всего мира, ведь он находится на пересечении важных транспортных артерий. Генеральный директор АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов рассказал РЖД-Партнеру» о богатом многообразии транспортно-логистических маршрутов.

№ 15-16 (523-524) август 2024

Ставки замерли… пока
В июле текущего года ситуация на операторском рынке в целом не изменилась.  В июле ожидались подвижки. Однако за указанный месяц железнодорожная статистика спутала карты: погрузка снизилась до 97,4 млн т, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Остановит ли ключевая ставка рост инфляции?
В конце июля 2024 года ставку подняли до 18%, а инфляция в годовом выражении превысила 9%.  Стоит ли ждать снижения ключевой ставки до конца 2024 года? При каком размере она станет запретительной? Будут ли реализованы все запланированные проекты, в том числе ВСМ? 

Борьба за грузы: авто выигрывает у железной дороги?
То, что автотранспорт становится все более влиятельным, когда речь идет о перевозке грузов, подтверждают цифры Росстата – грузооборот автомобильного транспорта за первые шесть месяцев 2024 года составил 186,4 млрд т-км, что на 7,7% больше результатов прошлого года. «РЖД-Партнер» поговорил с представителями рынка о тяготении грузов к автотранспорту и условиях возвращения их на ж/д. 

Близко-далекая Поднебесная 
Доля Китая в объеме внешней торговли России к 2030 году достигнет 38%. О том, какие трудности нужно преодолеть, о нюансах, в том числе культурных и правовых, о перспективах сотрудничества говорили в конце июля на деловом семинаре «Бизнес с Китаем: проблемы логистики и взаиморасчетов», организованном журналом «РЖД-Партнер».

Вагон на последней миле
Среднее время обработки вагона в российских портах, занятых перевалкой угля, за последнее время заметно сократилось. В то же время большинство стивидорных компаний свой показатель минимального простоя  при выгрузочных операциях не выдерживает.

№ 13-14 (521-522) июль 2024

Летнее равноденствие

«РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу.  


ВСМ: проект, который уже должен

Если верить макету ВСМ, представленному на ПМЭФ, то трасса соединит Москву не только с Петербургом, но и с Нижним Новгородом, Казанью и Екатеринбургом. Мы не только увидели дорогу будущего, но и узнали о ценах на высокоскоростную поездку и востребованности дорогой дороги будущего.


Экономика растет – погрузка падает

В мае текущего года минус в погрузке составил 2,1%, в апреле – 3,6%, в марте – 3,5%, в феврале – 1,4%, в январе – 4,3%. Некоторые эксперты предполагали, что летом динамика по данному показателю должна улучшиться. Этого не случилось.


Инвестиционный полигон

Весной подписано правительственное распоряжение об утверждении паспорта III этапа модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба. Ориентировочный объем инвестиций в продолжение развития Восточного полигона составит 3 трлн 738 млрд руб.

 

Долгая дорога к «цифре»

Цифровая эпоха давно наступает на транспортную отрасль. Внедрение новых подходов не обходится без периода «притирки» к глобальной системе транспортировки. С какими «черными пятнами» отрасль сталкивается  на пути к цифровизации?

№ 11-12 (519-520) июнь 2024

Как лечить кровеносную систему страны?
Железнодорожный криз, как и гипертонический, нельзя оставлять без внимания. Парадокс заключается в том, что во внимании отрасль как раз купается, но криз не уходит.

Индексы цен: вместо или вместе с тарифным регулированием?
Отдельные сферы железнодорожного транспорта работают в рамках рыночного ценообразования, тогда как другие – в условиях регулируемых тарифов. Поэтому существует необходимость получения надежных индикаторов цен как в отношении комплексной услуги грузовой железнодорожной перевозки,  так и в отношении ее отдельных составляющих.

Агрологистика: с широким размахом
Как агрологистическому сектору удается эффективное развитие? О препятствиях, успехах и актуальных задачах рассказала Алевтина Кириллова, генеральный директор Управляющей дирекции проекта «Евразийский агроэкспресс» – АНО «Евразийская агрологистика», доктор технических наук, действительный член Российской академии транспорта.

Под угрозой вторичных санкций
Ситуация, в которой Китай частично перестал проводить платежи из России, началась после издания указа американского президента от 22 декабря 2023 года. Документ дал основание для наложения санкций на финансовые учреждения, работающие с РФ.

Движение вопреки санкциям 
Судя по итогам работы стивидорных компаний в 2024 году, рынок в целом адаптировался к санкциям. Если сравнить объемы перевалки за последние три года, российские морские порты нашли замены как в части грузопотока, так и логистики.


Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions