+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва

РЖД-Партнер

РЖД-Партнер
Деловой журнал Российских железных дорог. Цель журнала – обеспечение информационных потребностей пользователей транспортных услуг и представителей транспортных компаний с предоставлением анализа событий и тенденций транспортного рынка. На страницах журнала освещается широкий круг проблем функционирования транспортной отрасли в России, странах СНГ и Балтии, один из основных приоритетов – грузовые железнодорожные перевозки.

№ 19-20 (527-528) октябрь 2024

Вагоны обгоняют рынок
Производство грузовых вагонов по итогам 2024 года может возрасти до 72–75 тыс. и стать максимальным за последние пять лет. Однако эксперты отмечают высокие риски в сфере вагоностроения и операторского бизнеса.

Маятник качается
В конце августа фрахт 40-футового контейнера, отправленного из Шанхая в Роттердам, составил $8 тыс., рост – 374%. Среди причин: сложности работы на привычных маршрутах, крепнущий дисбаланс экспортно-импортных грузопотоков, дефицит порожнего оборудования в Китае. Ситуация сложная, но одновременно и подвижная. 

Что происходит, мы спросим – на сети осень…
«РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу.

На сети – пора листопада и падения погрузки
Погрузка на РЖД в сентябре 2024 года взяла антирекорд: было погружено на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение погрузки происходило на фоне еще более глубокого снижения грузооборота.

Операторы между Сциллой и Харибдой
В начале осени снизилась доходность бизнеса железнодорожных операторов. Почему это произошло? Ответ искали участники рынка в рамках конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии». 

№ 17-18 (525-526) сентябрь 2024

Дьявол – в деталях
Сегмент вагоноремонта в 2023–2024 гг. не переживает глобальных изменений. Однако вагоноремонтным предприятиям все равно приходится подстраиваться под реалии, которые приносит ситуация в стране и мире.

НЦТЛП: эксперимент, который должен
1 августа начался эксперимент по использованию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). Тестирование будет идти меньше года, до июня 2025-го. За это время участники рынка надеются преобразить транспортный мир так, чтобы электронный документооборот работал на всех этапах грузоперевозок.

Поезда у семафора: что им светит впереди?
Летом текущего года погрузка на РЖД снизилась: в июле – на 5,6% и в августе – на 6% по сравнению с теми же месяцами прошлого года. Почему так происходит? Какие меры целесообразно предпринять, чтобы избежать коллапса железнодорожных отправок?

Сеть заставила игроков раскошелиться
Ключевые индикаторы операторского рынка указывают на то, что маржинальность операторского бизнеса в 2024 году снизилась. Достаточно ли остается у рынка еще ресурсов для поддержания оптимального уровня доходности при эксплуатации парка?

Казахстанская роза ветров
В Казахстане сейчас сосредоточились логистические грузопотоки едва ли не всего мира, ведь он находится на пересечении важных транспортных артерий. Генеральный директор АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов рассказал РЖД-Партнеру» о богатом многообразии транспортно-логистических маршрутов.

№ 15-16 (523-524) август 2024

Ставки замерли… пока
В июле текущего года ситуация на операторском рынке в целом не изменилась.  В июле ожидались подвижки. Однако за указанный месяц железнодорожная статистика спутала карты: погрузка снизилась до 97,4 млн т, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период 2023 года.

Остановит ли ключевая ставка рост инфляции?
В конце июля 2024 года ставку подняли до 18%, а инфляция в годовом выражении превысила 9%.  Стоит ли ждать снижения ключевой ставки до конца 2024 года? При каком размере она станет запретительной? Будут ли реализованы все запланированные проекты, в том числе ВСМ? 

Борьба за грузы: авто выигрывает у железной дороги?
То, что автотранспорт становится все более влиятельным, когда речь идет о перевозке грузов, подтверждают цифры Росстата – грузооборот автомобильного транспорта за первые шесть месяцев 2024 года составил 186,4 млрд т-км, что на 7,7% больше результатов прошлого года. «РЖД-Партнер» поговорил с представителями рынка о тяготении грузов к автотранспорту и условиях возвращения их на ж/д. 

Близко-далекая Поднебесная 
Доля Китая в объеме внешней торговли России к 2030 году достигнет 38%. О том, какие трудности нужно преодолеть, о нюансах, в том числе культурных и правовых, о перспективах сотрудничества говорили в конце июля на деловом семинаре «Бизнес с Китаем: проблемы логистики и взаиморасчетов», организованном журналом «РЖД-Партнер».

Вагон на последней миле
Среднее время обработки вагона в российских портах, занятых перевалкой угля, за последнее время заметно сократилось. В то же время большинство стивидорных компаний свой показатель минимального простоя  при выгрузочных операциях не выдерживает.

№ 13-14 (521-522) июль 2024

Летнее равноденствие

«РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу.  


ВСМ: проект, который уже должен

Если верить макету ВСМ, представленному на ПМЭФ, то трасса соединит Москву не только с Петербургом, но и с Нижним Новгородом, Казанью и Екатеринбургом. Мы не только увидели дорогу будущего, но и узнали о ценах на высокоскоростную поездку и востребованности дорогой дороги будущего.


Экономика растет – погрузка падает

В мае текущего года минус в погрузке составил 2,1%, в апреле – 3,6%, в марте – 3,5%, в феврале – 1,4%, в январе – 4,3%. Некоторые эксперты предполагали, что летом динамика по данному показателю должна улучшиться. Этого не случилось.


Инвестиционный полигон

Весной подписано правительственное распоряжение об утверждении паспорта III этапа модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба. Ориентировочный объем инвестиций в продолжение развития Восточного полигона составит 3 трлн 738 млрд руб.

 

Долгая дорога к «цифре»

Цифровая эпоха давно наступает на транспортную отрасль. Внедрение новых подходов не обходится без периода «притирки» к глобальной системе транспортировки. С какими «черными пятнами» отрасль сталкивается  на пути к цифровизации?

№ 11-12 (519-520) июнь 2024

Как лечить кровеносную систему страны?
Железнодорожный криз, как и гипертонический, нельзя оставлять без внимания. Парадокс заключается в том, что во внимании отрасль как раз купается, но криз не уходит.

Индексы цен: вместо или вместе с тарифным регулированием?
Отдельные сферы железнодорожного транспорта работают в рамках рыночного ценообразования, тогда как другие – в условиях регулируемых тарифов. Поэтому существует необходимость получения надежных индикаторов цен как в отношении комплексной услуги грузовой железнодорожной перевозки,  так и в отношении ее отдельных составляющих.

Агрологистика: с широким размахом
Как агрологистическому сектору удается эффективное развитие? О препятствиях, успехах и актуальных задачах рассказала Алевтина Кириллова, генеральный директор Управляющей дирекции проекта «Евразийский агроэкспресс» – АНО «Евразийская агрологистика», доктор технических наук, действительный член Российской академии транспорта.

Под угрозой вторичных санкций
Ситуация, в которой Китай частично перестал проводить платежи из России, началась после издания указа американского президента от 22 декабря 2023 года. Документ дал основание для наложения санкций на финансовые учреждения, работающие с РФ.

Движение вопреки санкциям 
Судя по итогам работы стивидорных компаний в 2024 году, рынок в целом адаптировался к санкциям. Если сравнить объемы перевалки за последние три года, российские морские порты нашли замены как в части грузопотока, так и логистики.

№ 9-10 (517-518) май 2024

Если завод меняет собственника, то конвейер… обнуляется?

Более 300 млн руб. компания из России ООО «Еврологистик» перевела в мае 2023 года вагоностроительному заводу Cool Infinity в Казахстане в качестве предоплаты за производство 100 вагонов-термосов. К апрелю в Россию из ста обещанных вагонов поступило только 13.  


Локомотивы уходят в простой 

Одной из причин спада погрузки в I квартале 2024 года стало ухудшение ситуации с обеспечением перевозок тяговыми ресурсами. Вследствие растущего объема ремонта локомотивов и длительного нахождения техники в сервисных депо у перевозчика уменьшаются возможности вывоза груза.


Мультимодальность на МТК Север – Юг: уравнение с переменными 

Мультимодальным в большинстве случаев будет любой из трех маршрутов МТК Север – Юг. В какую сумму обойдется такая перевозка? Участники рынка не берутся быть точными в расчетах: слишком много факторов на современном этапе влияют на цену. 


Цифровое планирование: как вывезти свой груз?

В последнее время живой интерес вызывают споры о том, может ли искусственный интеллект улучшить управление перевозками или он все-таки начинает играть роль искусственного ограничителя погрузки. Не этим ли можно объяснить нестыковку в том, что российская экономика вроде как растет, а железнодорожная погрузка – снижается? 


В ожидании активности грузовладельцев

Претензионно-исковая работа не перестает быть актуальной и острой темой в сфере железнодорожных перевозок. Юристы советуют быть настойчивее в спорах, владельцам грузов – особенно. 





№ 8 (516) апрель 2024

Весеннее равновесие
Март стал своего рода месяцем равновесия: базовые ставки аренды остались на прежних позициях, за исключением длиннобазных лесовозов. При этом по целому ряду позиций наметился рост ставок доходности.

Железная дорога теряет стройгрузы
В I квартале погрузка строительных грузов снизилась на 17%, только на ОЖД погрузили на 14% меньше. Если верить грузоотправителям, то они готовы наращивать погрузку, однако, дескать, железнодорожники выступают против такого желания.

В полосе невывезения
К началу весны образовалась напряженная ситуация с завозом в регионы ДФО жизнеобеспечивающих грузов и одновременно с вывозом местной продукции на экспорт. Сейчас она регулируется, по сути, в ручном режиме с участием региональных властей.

Экономика растет, погрузка падает
По данным Минэкономразвития, с учетом сезонности производство в I квартале выросло на 1,3%. Следовало ожидать в РФ прибавки в физических объемах по основным сырьевым и промышленным позициям. Между тем погрузка на сети РЖД за указанный период сократилась на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По методике – профицит, по ощущениям – нехватка
Отвечают ли сегодня объемы парка подвижного состава на сети РЖД потребностям перевозки грузов? Вопрос дискуссионный.

№ 7 (515) апрель 2024

И вновь операторы на распутье
Февраль проявил крайне противоречивый характер: погрузка ушла вниз, логистический рынок взбудоражил очередной пакет санкций. Все это должно было начать охлаждение ставок на споте.

Баланс парка: как правильно посчитать
Проект Методических рекомендаций расчета потребного парка грузовых вагонов, подготовленный ОАО «РЖД» и СОЖТ, будет скорректирован в ходе апробации в текущем году. И уже понятно, что методика должна дорабатываться.

Новая парадигма Каспийского региона
Международный транспортный коридор Север – Юг приобретает особое значение в нынешних условиях – коридор позволяет получить доступ к торговле с перспективными странами. Как прикаспийские регионы помогают России вести торговлю, какие трудности сопровождают процесс и что можно улучшить – разбирались с экспертами.

«Сегодня ситуация заставляет генерировать идеи»
Нефтехимическая транспортная компания – один из крупнейших в стране операторов и экспедиторов на рынке перевозок СУГ, продуктов нефтехимии. Какие решения помогают компании минимизировать негативное влияние и как работает сегодня операторский рынок в целом, «РЖД-Партнеру» рассказал генеральный директор ООО «НХТК» Александр Сапронов.

БАМ достроят через полвека
По выражению помощника президента России Игоря Левитина, вторые пути на Байкало-Амурской магистрали всегда были мечтой – это задумывалось еще 50 лет назад, но реализовать предстоит только сейчас.

№ 5-6 (513-514) март 2024

Индекс качества: фаза черной полосы или потеря в управлении?

По итогам прошлого года Индекс качества составил 56 баллов, сократившись на 2 пункта по сравнению с концом 2022-го. По каким критериям Индекса качества грузовладельцы испытывали основные сложности?


Контейнеры: новые грани в «теусах» и тоннах

Погрузка грузов в контейнерах на РЖД в 2023 году увеличилась до 50,7 млн т. Погрузка на внутренних маршрутах оставалась стабильной, экспорт составил больше половины от всего объема отправок грузов в контейнерах, однако статистику перевозок в «теусах» на РЖД все-таки улучшил преимущественно импорт.


Терминальная мозаика: ставка на внутренние резервы

Ситуация в российской экономике внесла свои поправки в работу морских терминалов в прошлом году и наметила перспективы на текущий год. Тем не менее в морских портах продолжалась реализация инвестпроектов по развитию инфраструктуры практически по всем бассейнам.


Средний коридор: полноценный игрок или «подмастерье»?

С февраля 2022 года и введения различных санкций страны, которые доставляли товары транзитом через Россию, активизировали поиски новых маршрутов в ее обход. Ставки делают в том числе на так называемый Средний коридор, который связывает Китай с Европой через Казахстан, Азербайджан, Грузию, а также Турцию.


Углю надобны другие пути

Пока идет формирование паспорта III этапа модернизации Восточного полигона, представители сибирских регионов уже заявляют о том, что интересы экспортеров региона вряд ли будут удовлетворены в полном объеме. Выход видится в создании принципиально новых транспортных коридоров, таких как Северо-Сибирская магистраль.

№ 3-4 (511-512) февраль 2024

Курс на консолидацию
2023 год продемонстрировал скачок сделок на рынке слияний и поглощений. Согласно данным агентства AK&M, за год было проведено 536 сделок на сумму 50,59 млрд. Мы постарались собрать все, что известно о крупнейших сделках на рынке железнодорожных операторов

Лес пошел Азией
Доля азиатских стран в объеме отправок лесопродукции из России по итогам 2023 года впервые достигла 98%. Китай хотя и выступает главным импортером российского леса, но потенциал роста у этого рынка остается под вопросом.

Поезд ушел – вагон остался
Ежегодно в ТОР отцепляется порядка 1,3 млн грузовых вагонов. В операторском сообществе обеспокоены данной проблемой и настаивают на необходимости увеличивать долю безотцепочного ремонта.

РЖД требуют роста, но инфраструктура сопротивляется
В январе наибольшее падение в погрузке продемонстрировали строительные грузы (- 23,7%). Такая динамика заставляет железнодорожного перевозчика волноваться.

Прилив приходит за отливом
Порты Северо-Запада более всего пострадали от санкций против РФ. Лишь в 2023 году грузопоток в их направлении стал восстанавливаться. Однако вслед за инвестпроектами стивидоров должна подтягиваться и железнодорожная инфраструктура.

Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions