Прирост, правда, к августу 2019 года рост получился незначительный (всего +0,1%). И все же это позволяет говорить о выходе на доковидный уровень объемов погрузки.
Итак, конец нынешнего лета, как и предполагали эксперты, дает основания для позитивных настроений. Тем не менее, как опять-таки предупреждали эксперты, сентябрь может принести сюрпризы и спровоцировать охлаждение динамики железнодорожных перевозок.
С учетом данного обстоятельства по осени на сети сохраняется риск заметного сползания динамики погрузки вниз. Тем более что в августе по сравнению с предыдущими двумя летними месяцами прирост сложился минимальным. Впрочем, не исключен и более благоприятный сценарий.
Уголь толкает вверх
В августе текущего года перевозки по РЖД поддержали на плаву прежде всего топливные номенклатуры.
Уголь, по подсчетам ИПЕМ, вырос на 1,7% (а если считать к уровню 2019-го, – на 9,4%). На недавнем совещании по развитию угольной отрасли первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов отметил, что отправки Кемеровской области растут опережающими темпами.
Соответственно заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило заверил, что сейчас в холдинге прикладывают максимум усилий для обеспечения вывоза всего объема произведенной российскими шахтерами продукции – в первую очередь из Кузбасса, доля которого составила свыше 67% от общероссийского экспорта данной номенклатуры. Железнодорожники при этом действуют в рамках соглашения между правительством региона и ОАО «РЖД» с учетом дополнительного поручения президента РФ.
На проекты по развитию инфраструктуры для вывоза угля в зоне Кемеровской области в 2021 году инвестпрограммой ОАО «РЖД» предусмотрено вложение более 16 млрд руб. Вложения в Восточной полигон при этом не уточнялись. Было отмечено лишь, что на его объектах задействовано более 14 тыс. специалистов и более 2,5 тыс. ед. техники. При этом на запланированные ранее объемы перевозок в холдинге выйдут лишь по итогам в 2022 году, когда провозная способность обещано увеличить до 158 млн т, а на уровень 180 млн т намечено выйти в 2024 году.
Как вывезти заявленные объемы?
Косвенно в РЖД признали, что на данный момент максимизации вывоза угля способствовало прежде всего совершенствование технологии перевозочного процесса. Иными словами, прирост был достигнут в основном за счет тяжеловесного движения (в текущем году поездов массой более 7,1 тыс. т в восточном направлении отправлено в 1,6 раза больше, чем прошлом году). Если учесть, что парк тяги на востоке был усилен более мощными локомотивами, то это означало еще и некоторое снижение потребности в подталкивании составов на ряде участков Восточного полигона. А по сути – здесь скрыт дополнительный резерв для технологического увеличения пропуска поездопотоков.
По словам А. Шило, мировая конъюнктура способствовала росту спроса на перевозки угля не только в восточном, но и в южном направлении. Отмечено также некоторое увеличение поставок в страны ЕС. Все это, правда, обернулось в какой-то момент локальным дефицитом тяги на Юге и Северо-Западе РФ, поскольку корректировка поставок угля на 1% на этих направлениях потребовала задействовать дополнительно не менее 50 локомотивов по маршрутам.
Что касается полувагонов, то в ОАО «РЖД» говорят, что их по-прежнему профицит. А после завершения ремонтной программы в IV квартале текущего года избыток этих видов подвижного состава даже усилится. Однако клиенты все чаще говорили про локальный дефицит, что, в свою очередь, подстегивало и рост ставок аренды на полувагоны уже не только на споте, но и по долгосрочным контрактам.
«Сегодня в ряде регионов возникла нехватка полувагонов. На мой взгляд, это связано с просчетами грузовладельцев и операторов при планировании погрузки», – отметил генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.
«Причинами нехватки полувагонов служит восстановление отрасли после пандемии, рост отгрузки угля на экспорт и сезонные путевые работы на сети», – уточнил директор по логистике ОМК Сергей Толстоухов. Также следует учитывать и инфраструктурные, которые приводят к простоям вагонов на сети – в т. ч. на подходах к портам и при выгрузке на причалах, добавил представитель крупной операторской компании.
По этой же причине у отправителей угля возникают сложности с его погрузкой на экспорт. В результате снова возник вопрос о распределении квот на Восточном полигоне для экспортеров: всем желающим на этом направлении не протолкнуться. Если ранее на узкие места на БАМе сетовали угольщики Кузбасса, то в августе эту тему же председатель правительства Хакассии Валентин Коновалов обсуждал с министром энергетики России Николаем Шульгиновым.
«Столь резкий рост потребления энергетического угля в 2021 году стал сюрпризом для рынка. Вопреки прогнозам цены на уголь бьют исторические рекорды. И это делает инвестиции в Восточный полигон достаточно обоснованными и своевременными», – подытожил руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко.
Дальнейшему приросту железнодорожных перевозок в КНР может способствовать также открытие во второй половине августа текущего года моста через Амур: значительную долю грузовой базы по нему составит уголь и руда.
Нефтепродукты снова в цене
Другая номенклатура, удержавшая динамику погрузки в августе от ухода в отрицательную зону, – нефтепродукты (+7,2% к тому же месяцу прошлого года). Это неудивительно. Спрос на топливо продолжился на волне оживления мировой экономики.
1 сентября в рамках соглашения ОПЕК+ пересмотрен прогноз спроса на нефть в 2022 году на фоне тенденции роста котировок на нефть – несмотря на заполнение резервных хранилищ в США. По итогам принятых решений в РФ эксперты ожидают роста железнодорожных перевозок нефтегрузов. Это касается прежде всего светлых нефтепродуктов на экспорт.
Ожидается также прирост перевозок темных нефтепродуктов на внутренних маршрутах. В первую очередь – бункеровочного топлива в сторону морских портов и мазута для ТЭЦ.
Металл остается верен себе
В августе сохранился и спрос на грузы ГМК. Однако здесь темпы прироста динамика погрузки явно пошла на убыль: (правда, если соотносить с 2019 годом, то рост составил около 3%). Погрузка железной и марганцевой руды – выросла по сравнению с прошлым годом менее чем на 1%.
Мировой рынок стали остается разогретым. И все же его охладило введение дополнительных антидемпинговых мер против российских экспортеров, а также введение с 1 августа текущего года до конца года временных пошлин на экспорт цветных и черных металлов за пределы ЕАЭС.
Очевидно, это подтолкнуло статс-секретаря – заместителя министра промышленности России Виктора Евтухова высказаться против продления временных пошлин на экспорт в 2022 году. По его словам, внутренние цены начали снижаться и рынок – остывать.
Правда, на сайтах ряда производителей металлоизделий в августе появились объявления, которые свидетельствуют о несколько иной ситуации. Например, в ООО «ПО «Булат» уведомили клиентов, что с 01.09.2021 г. вынуждены были повысить цены на поставляемую и производимую продукцию, что является вынужденной мерой вследствие повышения цен на необходимые для производства сырье и материалы.
Не охлаждаются и мировые цены на сталь на европейском рынке – из-за ограниченного предложения продукции (по причине действия в ЕС защитных мер и антидемпинговых пошлин).
Так что в целом рост потребления продукции ГМК – по-видимому, глобальный тренд. По данным агентства Mining.com, например, мировой рост добычи железной руды в 2021–2025 гг. составит в среднем 3,6% (против -2,3% за предыдущие 5 лет). Это создает условия для увеличения экспорта продукции ГМК по РЖД. Правда, динамика перевозок, скорее всего, в этом сегменте в дальнейшем ожидается слабой.
Драйверы – прежние
Среди других драйверов погрузки на сети – лес. Погрузка растет (+3% к прошлому году) благодаря увеличению деревообработки в РФ, сообщили в национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес». Основной прирост обеспечило производство древесных плит и пиломатериалов.
Правда, сейчас объемы экспорта ограниченны, а внутренний спрос перегрет из-за роста цен в РФ практически на все продукты ЛПК. В частности, цены на пиломатериалы выросли на 62% по сравнению с началом года, древесные плиты – на 30–70%.
Так что в II полугодии 2021 года эксперты национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» прогнозировали восстановление баланса спроса и предложения, нормализацию складских запасов и смену ценового тренда. Это объясняло динамику железнодорожной погрузки.
Есть также прибавки в погрузке цемента. Однако имеются номенклатуры, которые в августе ушли вниз, – это стройгрузы, промсырье и цветная руда.
Погрузка зерна в августе 2021 года снизилась на 28,6% (хотя если сравнивать с 2019-м – следует отметить все-таки ощутимый прирост). Эксперты предполагали, что по осени в текущей динамике железнодорожных перевозок данной номенклатуры наступит некоторое увядание. Так и случилось, поскольку ранее рост потребления наблюдался на фоне сокращения переходящих запасов.
Однако в перспективе их предстоит пополнить. В НО СРО Национальная ассоциация производителей кукурузы и подсолнечника пришли к выводу о том, что в 2020/2021 году глобальная торговля зерном может стать рекордной – отчасти благодаря солидным объемам импорта в Китай. Так что в дальнейшем динамика может измениться.
Прогнозы – умеренные
По итогам 9 месяцев 2021 года в ОАО «РЖД» прогнозируют несколько лучший результат, чем по итогам 8 месяцев. В кулуарах Восточного экономического форума А. Шило озвучил расчеты о приросте погрузки на уровне от +4,1% до +4,2% к январю – сентябрю 2020 года.
Это означает, что в сентябре в холдинге все-таки надеются получить прибавку в динамике, которая окажется чуть лучше августовской. При этом сделана поправка на уровень 2019 года.
Тем не менее годовую цифру в ЦФТО пока не корректировал: как было +3,3% к итогу 2020 года, так и этот уровень и остается. Из этого можно сделать вывод о том, что по осени все-таки сохраняется высоким риск весьма скромной динамики погрузки в октябре и ноябре с надеждой на некоторый отыгрыш в декабре.