Эти показатели остаются практически на уровне апрельских, когда грузооборот на автотранспорте составил 17,6 млрд т-км (+1,7% к аналогичному периоду прошлого года), а объем перевозок грузов – 365,5 млн т (+0,3%). Таким образом, уже третий месяц подряд динамика грузооборота опережает аналогичный показатель по объему перевозок. Это указывает на увеличение дальности рейсов на автотранспорте.
Действительно, как отметил представитель компании WENS, восстанавливается активность на маршрутах, которые раньше считались не слишком привлекательными. А сейчас доставки на длинном плече более востребованы. Например, это относится к транспортировкам контейнеров на китайском направлении.
Можно сказать, что автоперевозчики по ряду внешнеторговых номенклатур постепенно возвращают позиции, которые ранее они уступили железным дорогам. Соответственно в отрасли основной рост достигнут на международных линиях.
Нервозная остановка
Как полагают эксперты, результаты автоперевозчиков могли быть и лучше, если бы на них не оказывали влияние отрицательные факторы. Основные барьеры возникают на таможне.
В частности, зарубежным водителям с 1 июня запрещено работать на территории РФ с иностранными правами. Они должны получить российские права. Закон предписывает при этом сдать три обязательных экзамена: одного теоретического и двух практических (на автодроме и в условиях городского движения).
17 мая 2017 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, продлевающий срок обмена национальных прав на российские на год – до 1 июня 2018-го, однако на второе чтение документ не был вынесен. «Таким образом, с 1 июня водители, имеющие иностранные права, должны быть отстранены от работы, то есть они не будут иметь права заниматься перевозками, никакой отсрочки вступления закона в силу нет», – заявил первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
В белорусской международной ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП) уточнили, что этот закон распространяется только на сотрудников российских компаний, где нанимают на работу водителей других стран.
Ранее планировалось, что этот запрет не распространится на граждан Союзного государства: Госдума РФ намеревалась внести соответствующую поправку до 1 июня 2017 года. Однако поправка все еще находится на рассмотрении.
Иностранные водители, которые работают в зарубежных компаниях, осуществляющие перевозки грузов в РФ, смогут по-прежнему пользоваться национальными правами, – пояснила начальник управления таможенного транзита и законодательства БАМАП Светлана Маковская.
Настала пора качать права
По неофициальным данным, новшество коснулось десятков тысяч водителей. Не все автоперевозчики смогли оперативно подготовиться к переменам. И уже в мае это внесло нервозность в их работу. В основном проблемы испытали небольшие компании, некоторые из которых снизили количество рейсов. Однако крупные компании, как правило, продолжили работать в штатном режиме, отметил директор группы российских компаний «СДС-Транс» и
акционер нескольких белорусских фирм-автоперевозчиков Владимир Гуринович. Ведь об изменениях в законодательстве представители знали давно.
В небольших фирмах получение российских водительских прав отложили на самый последний момент. И весной 2017 года появилась проблема – площадок для всех желающих не хватило: расписание сдачи практического экзамена расписана на полгода вперед. В связи с этим ожидается, что часть дальнобойщиков в июне окажется вне правового поля. В связи с этим ожидается некоторый рост цен на автоперевозки.
Пестрая картина
На внутренних маршрутах ситуация неравномерная: в одних регионах наблюдается рост автоперевозок, а в других – сохраняется их спад.
Несмотря на сохранение недостатков в системе «Платон» участники рынка отмечают, что к работе в ней уже привыкают. А острые вопросы позволяет поэтапно урегулировать наладившийся диалог представителей автоперевозчиков с Минтрансом. Отрасль движется к созданию саморегулируемой организации.
Особенностью весны 2017 года стало оживление автоперевозок в регионах, где благодаря импортозамещению стало развивать сельское хозяйство. В частности, увеличились перевозки отечественной свинины и мяса птицы. Причем, они растут быстрее, чем темпы производства: перевозки требуются как в живом весе, так и в переработанном сырье.
Выросли также доставки молочной и плодовоовощной продукции. По словам менеджера транспортной логистики дирекции по логистике компании «Русагро-Инвест» Юрия Белоусова, в теплый сезон под эти грузы приходится привлекать дополнительный подвижной состав. Это вызывает дополнительный спрос прежде всего на тентованные автопоезда.
При сохранении подобных тенденций ожидается рост лизинговых сделок. Ведь избыток подвижного состава на рынке автоперевозок постепенно снижается. Например, наиболее остро он ощущался в Дагестане и Татарстане. Однако сейчас тентованные машины находят работу в других регионах РФ.