Начнем с того, что погрузка каменного угля в марте снизилась. Минус мог быть и больше, если бы не принятые меры для увеличения вывоза угля из Кузбасса.
Правда, соглашение между правительством Кемеровской области и ОАО «РЖД» было подписано 18 марта. И вот уже после этого угольщики смогли отправить ежесуточно в среднем 2,3 тыс. вагонов с углем, что на 6,5% больше, чем в начале марта. В частности, станция Малиновка (Кузбасский регион) увеличила погрузку угля в конце марта на 41% к уровню прошлого года. Практически весь добавочный объем ушел на Восточный полигон.
По словам губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева, соглашение о взаимодействии по обеспечению перевозки железнодорожным транспортом продукции, производимой на территории региона, охватывает период до 2035 года. Дополнительные договоренности были призваны сократить наметившийся спад по экспорту угля, который в январе – феврале текущего года составлял около 10% к уровню прошлого года. И это произошло несмотря на то, что в АО «Восточный Порт» третью очередь специализированного комплекса по перевалке угля вывели на запланированную мощность.
В спаде погрузки угля оказалась виновата не только волатильность мировой конъюнктуры, но и наличие на сети РЖД узких мест, которые замедляли движение поездов. В холдинге обещали их расшить и внести поправки в технологию обслуживания Восточного полигона.
В частности, в зоне Забайкальской железной дороги изменить схему работы локомотивных бригад на удлиненных плечах и организовывать движение соединенных поездов. Это поможет пропускать по ряду участков больше составов. В итоге на станции Находка-Восточная в конце марта увеличили выгрузку угля.
Для того чтобы выйти на следующий рубеж, уже требуется модернизация инфраструктуры. На очереди – расширение станции Смоляниново. В 2020 году здесь намечено сдать в эксплуатацию новый приемо-отправочный парк из расчета на длину поезда в 71 условный вагонов. Это позволит улучшить работу Находкинского железнодорожного узла.
Внимание к угольным маршрутам в ОАО «РЖД» объяснили ожиданиями роста грузопотока в направлении стран АТР. «Уголь нередко реагирует на нефтяные котировки с опозданием. Потому что они влияют на него через котировки на газ. Пока уголь выгоднее использовать, чем газ», – отметили в Argus.
Правда, тут многое зависит от схемы доставки угля. Судовладельцы на фоне спада на глобальных маршрутах (опять-таки из-за последствий COVID-19) на Восточном плече Транссиба проявили гибкость как по ставкам фрахта, так и по готовности поставить дополнительный тоннаж. При поддержке со стороны ОАО «РЖД» российский уголь имеет свою нишу сбыта, что и доказывает показатель погрузки в конце марта.
Кстати, хотя угля в Европу сейчас из РФ везут меньше, тем не менее цены на него демонстрируют хотя и небольшой, но все-таки рост. Если в начале марта за него давали $46–47 за 1 т, то сейчас – $47–48. Угольная генерация в Европе резко снизилась, однако угольные ТЭЦ продолжают работать. По данным аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, доля угля в энергобалансе стран ЕС уголь составляет около трети. А значит, сырье везут, в том числе из РФ, хотя и в меньшем количестве.
Для стимулирования погрузки в ОАО «РЖД» обсуждают дополнительный размер скидки на экспорт на западном направлении. Такую возможность монополии предлагает дать ФАС при условии покрытия тарифом переменных затрат на железнодорожные перевозки. Как вариант – за счет субсидирования вывоза сырья.
На внутренние перевозки угля повлияла теплая зима, которая снизила потребление угля для внутренних нужд. В целом же минус в погрузке в ИПЕМ оценили на уровне 13,5%. Возможно, уточненные данные от ОАО «РЖД» скорректируют указанный результат несколько в меньшую сторону. Но их придется подождать (см. статистику в ближайшем выпуске журнала РЖД-Партнер, № 7).
Металл тонет и тянет с собой руду
В марте спад охватил и сегмент ГМК. Спад погрузки черных металлов продолжился – по данным ИПЕМ, на 10,4%.
Основной спад наблюдается на экспортных направлениях. Рынок вроде бы начал восстанавливаться, но кризис из-за коронавируса привел к приостановке многих обрабатывающих предприятий за рубежом. Кроме того, есть риски новой волны антидемпинговых расследований в отношении продукции, импортируемой из России. В частности, об этом объявило 26 марта 2020 года Министерство экономики Мексики.
Металлургам оставалось надеяться на внутренний спрос. Но он оказался вялым. В связи с этим российские холдинги взялись пересматривать программы развития в сторону понижения.
При этом спрос на железную руду остался высоким: рудники по всему миру временно свернули часть своих мощностей из-за коронавируса. Фьючерсы на железную руду на фоне опасений по поводу дефицита предложения выросли – по данным Reuters, прежде всего, под влиянием восстановления производства в Китае в конце марта и снижения там запасов сырья.
Тем не менее спад мировой переработки металла в других странах привел к сжатию спроса на российскую руду. Если ранее ее погрузка росла, то в марте она поползла вниз (-2% по подсчетам ИПЕМ). Оказался краткосрочным и подъем погрузки лома: в марте – новое снижение (-29%).
Что в плюсе?
Зерно в марте пошло на подъем (+18,6%). Это связано с ростом внутреннего потребления в РФ продуктов перемола и круп под влиянием ограничения мобильности населения из-за мер борьбы с коронавирусом.
Например, в Алтайском крае в марте зерна было отгружено в 1,5 раза больше, чем в феврале. Аналогичные всплески активности были зарегистрированы и в ряде других регионов.
Аналогичные процессы происходили и в других странах. Под влиянием роста цен на зерно отправилось на экспорт и российское зерно через российские порты. В первые 2 недели марта объем перевозок пшеницы по железной дороге вырос почти на 40%. Однако потом меры борьбы с коронавирусом в РФ охладили активность трейдеров.
В марте увеличилась также погрузка минудобрений (+3,8% по оценкам ИПЕМ). Это объясняется, с одной стороны, увеличением экспорта, в том числе через российские морские порты на Балтике. А с другой – ожиданиями роста внутреннего спроса.
Стройка сделала шаг вперед…
Строительные грузы в марте повели себя разнонаправленно. Щебенки погрузили, по оценкам ИПЕМ, на 5,8% больше, а вот цемента – на 5% меньше.
Спрос на щебень спровоцирован ростом спроса на него в шести федеральных округах, где цены на него выросли до +25%. Самый большой прирост потребления отмечен в Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах соответственно. Это корреспондируется, прежде всего, с потребностью в балласте для ремонта железных дорог, а также заготовками материалов для основания автодорог под будущие программы их ремонта. В остальных регионах прирост или почти нулевой, или уход в минус. Больше всего – в Северо-Кавказском округе, где практически завершено строительство железнодорожной части Крымского моста и оптимизированы затраты на развитие автотрасс полуострова.
Что касается жилищного и промышленного строительства, то здесь ситуация непростая: коронавирус на начальном этапе привел к ажиотажу с покупкой недвижимости (инвесторы торопились перед подорожанием стоимости объектов вложить в них имеющиеся накопления), сообщил управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский. Но затем ожидается спад активности на фоне снижения доходов инвесторов и роста ставок ипотечных кредитов.
Как считает первый вице-президент АО «ХК «Сибирский цемент» Валерий Бодренков, опыт Китая показывает: там действие карантина привело к уменьшению потребление цемента на 30%, и в РФ следует ожидать движение вниз. В минус подталкивает сегодня и другое негативное последствие эпидемии – кризис неплатежей со стороны потребителей. В любом случае рост производства цемента проблематичен из-за роста цен на новое оборудование. Это приостановит дальнейшую модернизацию заводов.
Еще одним негативным фактом, который способен повлиять на внутренние перевозки стройматериалов, может стать сворачивание части нацпроектов в сфере строительства инфраструктуры. О возможности изменения параметров федерального бюджета в этом сегменте уже заявил министр финансов Антон Силуанов.
Лес вышел в ноль
В марте впервые за долгий период стабилизировалась погрузка леса (+0%). Напомним, что в 2019 году она снизилась из-за экспорта: за рубеж было отправлено лесной продукции на 12,2% меньше, чем в 2018-м. Тенденция снижения сохранилась и в 2020-м из-за приостановки производств на фоне вспышки коронавируса. Свою лепту внесли и ограничения вывоза дальневосточных пород древесины в КНР – вне квоты, а также в связи с ужесточением фитосанитарных норм (появилось требование снимать кору, а оборудование для этого имелось не у всех заготовителей).
Ожидалось сохранение отрицательной динамики погрузки леса и в марте. Такие опасения, в частности, звучали от маркетологов ОАО «РЖД». Это обосновывалось снижением спроса на российскую древесину в Китае из-за введения США заградительных пошлин на продукцию китайского ЛПК, что снизило количество заявок на отправки пиломатериалов на восточном направлении.
С другой стороны, ряд экспертов предсказывал стабилизацию в марте. Они основывались на соотнесении динамики железнодорожных и морских перевозок. По словам регионального директора по странам Азии Группы компаний AsstrА Вячеслава Гураля, ситуация стабилизировалась в марте под влиянием повышения спроса на изделия из дерева в странах ЕС.
Кроме того, сыграла свою роль и активизация потребления леса внутри РФ. Это привело к росту отправок лесопродукции на платформах, а не в контейнерах, как было раньше из-за удобства таких отправок в Китай. Наконец, на стабилизацию погрузки леса повлияла и низкая база прошлого года: спад в отрасли, по-видимому, достиг дна, о чем свидетельствовала и активизация закупок лесовозных платформ.
Прогноз на будущее и черные лебеди
Эпидемия, как опасаются эксперты, замедлит технологические процессы на сети РЖД в мае. Аналогичная тенденция уже охватила европейские железные дороги. Безусловно, отрицательно скажется пересмотр заявок клиентами, которые уже откладывают часть запланированных ранее отправок.
Пандемия COVID-19 коснется и транзитных потоков на линии Китай – Европа. Если в начале года Китай отгружал то, что скопилось у него на складах, то сейчас грузы не принимает Европа. Замедление потребления ведет к тому, что часть китайских предприятий снова будет работать на склад или снова приостановит работу. В этом смысле ситуация вернется на исходные позиции: Китаю не удастся диктовать свои условия продаж. Более того, они могут быть пересмотрены в пользу закупок из других стран, что отразится на логистике.
Ожидается, что в мае грузы по сети РЖД поедут медленнее, считает руководитель московского представительства «Канавара Групп» Александр Пашута.
Возможны точечные переключения с железнодорожного транспорта на автомобильный и наоборот – в зависимости от ситуации по борьбе с коронавирусом в регионах. Это также будет влиять на объемы железнодорожнй погрузки.
Российский логистический рынок также притормозит, но останется в прогнозируемом коридоре (до -7% от прошлогоднего уровня), полагают эксперты. В целом выручка в сегменте грузоперевозок и экспедирования в целом может упасть на 15% по сравнению с 2019-м, поделилась своей точкой зрения партнер исследовательского агентства M. A. Research Людмила Симонова.
Все эти прогнозы, впрочем, не учитывают черных лебедей, которых могут вылететь в апреле. Малопонятно, какие запретительные меры примут в регионах в рамках продлеваемого санитарного режима. И до какой степени усердия дойдут власти в борьбе с коронавирусом.
Также на тему погрузки в марте можно прочитать здесь.