За 9 месяцев через терминалы портов прошло химических насыпных грузов – 2,01 млн т (-5,3%), древесной щепы – 1,12 млн т (+5,9%). Больше всего угля сейчас транспортируется через Рижский порт, на второй позиции – Вентспилсский.
Наливных грузов в трех портах страны обработано 11,45 млн т (-14,8%), из них нефтепродуктов – 10,8 млн т (-15,8%). В Риге за январь – сентябрь сокращение нефтеналивных составило почти 30%, в Вентспилсе проседание чуть меньше – 13%.
Генеральных грузов за отчетный период было 10,3 млн т (+19,8%), контейнерных – 3,63 млн т (+7%), пиломатериалов – 3,6 млн т (+45,5%), накатных грузов roll on/roll of – 2,64 млн т (+12,6%).
Лидер по объему переваленных грузов – Рижский порт с 26,7 млн т (+4,8%). Грузооборот Вентспилсского порта составил 15,08 млн т (-7%), Лиепайского – 5,52 млн т (+16,2%).
На долю Рижского порта приходится 54% всех грузов Латвии, в Вентспилсе – 30%, а Лиепая обрабатывает 11%.
Рига принимает 70% угля
Грузооборот Рижского порта за январь – сентябрь этого года увеличился на 4,8%, до 26,7 млн т. Увеличение тоннажа обусловлено ростом насыпных грузов (+8%, до 17,25 млн т) и генеральных (+24%, до 6,35 млн т). Этому поспособствовали растущие объемы перевалки российского экспортного угля и различных контейнерных грузов. Наливные, наоборот, сильно упали (-29,4%, до 3,09 млн т).
Итак, структура столичного грузооборота выглядит следующим образом. Генеральные грузы – 23,8%, насыпные – 64,6%, наливные – 11,6%. При этом по номенклатуре на долю угля пришлось 39%, на контейнерные грузы – 12,8%, нефтепродукты – 11,5%, лесоматериалы – 11,2%, удобрения – 6%, другие грузы – 19%.
Больше всего за отчетный период через два терминала порта перевалено каменноугольных грузов – 10,4 млн т (+11,5%). Прирост минералов наблюдается с середины лета. Из 14,88 млн т угля, отправленных в сторону портов Латвии, Рига принимает 69%.
Меньше всего по тоннажу пришлось на обработку насыпных удобрений – 1,59 млн т (-14,1%). В сегменте генеральных грузов наилучшие результаты по приросту – в перевалке лесоматериалов (+72,3%, до 2,04 млн т) и грузов в контейнерах (+6%, до 3,56 млн т).
На второй позиции в Латвии Вентспилсский порт, где за январь – сентябрь сокращение тоннажа составило 7%, до 15,08 млн т. Объемы падают вследствие снижения поставок угля через эту гавань на 13,6%, до 3,45 млн т, в связи с экономическими преградами в адрес российских владельцев груза, а также влияет удаленность порта от границы. Проседает и обработка нефтепродуктов (-8,6%, до 7,51 млн т) на крупнейшем в Латвии терминале Ventspils nafta terminals.
А вот в относительно небольшом Лиепайском порту грузооборот за 9 месяцев увеличился на 16,2%, до 5,52 млн т. Традиционно почти половина грузов порта – зерновые и продукты из зерна, хороший урожай которых сейчас во многом и формирует отчетность.
Так, насыпных перевалено 4,16 млн т (+19,8%). Из них зерна и зерновых – 2,26 млн т (+37,2%). Это 41% от общего объема порта. Генеральных грузов за 9 месяцев обработали 1,03 млн т (+13,1%), а наливных – 323,9 тыс. т (-10,9%). За 9 месяцев порт обслужил 1,131 тыс. судов (на 87 судов, или 8,3%, больше), а также 38,388 тыс. пассажиров (+20,2%).