В то же время в статистике отражен прирост светлых и темных продуктов в Венстпилсе (+5% до 4,83 млн т) за счет поставок не только железнодорожным транспортом, но и трубопроводным.
Насыпных грузов в Риге, Вентспилсе и Лиепае стало значительно больше (+ 27,4% до 13,38 млн т). Связано это в основном с активно экспортируемым углем через латвийские порты – все вместе обработали 7,81 млн т (+43,7%). Способствует наращиванию сезонность и хорошая его стоимость в европейском сегменте рынка - 70-80$/тонна.
В Риге через терминалы RCT и STREK прошло 4,67 млн т угля (+16,1%), в Вентспилсе через VTO и BCT 2,57 млн т (+91,2%). Однако если в апреле через два терминала в Вентспилсе было перевалено 656 тыс т угля, то уже в мае к обработке планируется всего 350 тыс т.
В трех портах в плюсе зафиксирована также перевалка генеральных грузов (+7,2% до 3,62 млн т), в том числе и контейнеров (+15,5% до 144,016 тыс TEU), и ro-ro. Грузы в контейнерах (+16% до 1,5 млн т) и накатные (+9,1% до 973,1 тыс т), как правило, первыми отражают реальное экономическое положение в регионе, как маркер покупательской способности. И пока рост обнадеживает, даже если он не особо велик.
Лидировал по грузообороту Рижский порт с 12,22 млн т (-0,3%). В столичном порту больше всего обработали насыпных грузов – 7,71 млн т (+10,6%), из них угля – 4,67 млн т (+16%), минеральных удобрений – 884,9 тыс т (-7,95%). Наливных отгружено 2,3 млн т (-30,6%), в том числе нефтепродуктов - 2,27 млн т (-31,3%). Заметен рост генеральных - 2,2 млн т (+12,2%). Грузов в контейнерах было 1,48 млн т (+15,7%), а контейнеров 142,724 тыс. TEU (+15,2%). Кстати, это вторая позиция по контейнерообороту в странах Балтии после Клайпеды. За плюсом кроется рост латвийского экспорта и транзитного импорта в СНГ, и увеличение поставок пустых «ящиков».
Плюсовая динамика практически у всех крупнейших компаний порта: по работе с каменноугольными грузами RCT и STREK, с темными нефтепродуктами BLB Baltijas Terminals, у контейнерного терминала BCT и Rigas Universalais terminals.
Во втором крупнейшем порту Латвии, расположенном в двухстах километрах от Риги - в Вентспилсе за четыре месяца перевалили 9,44 млн т (+25,1%). Положительный отчет объясняется не только приростом угля в связи с его достаточно высокими ценами на рынках. Но и, как отметили в администрации, более интенсивной работой стивидоров порта, чьи показатели в прошлом году за январь-апрель были значительно слабее.
Так насыпных грузов обработали 3,59 млн т (+83,7%), из них минеральных удобрений – 129,5 тыс т (+123,3%), угля - 2,57 млн т (+91,2%). Отмечается увеличение объемов тульского чугуна до 379 тыс т (на 202 тыс т больше, чем годом ранее), и концентрата железной руды Лебединского горно-обогатительного комбината – 296 тыс т.
Наливных грузов через порт прошло 5,03 млн т (+3,9%), в том числе нефтепродуктов – 4,83 млн т (+5%). Пятерка крупнейших компаний порта – Ventspils Nafta, Ventbunkers, VTO, BCT, Nord Natie Terminals.
На третьей позиции Лиепайский порт с 2,28 млн т (+20,8%). Порт главным образом ориентирован на обработку зерна и продуктов из него. Из объема насыпных в 1,7 млн т (+32%) половина приходится на зерновые – 833,1 тыс т (-16,3%). Также за январь-апрель увеличился объем наливных грузов – 168,1 тыс т (+19,6%), в том числе нефтепродуктов (газойль и масла) – 136,1 тыс т (+48,6%). Грузов в контейнерах, ro-ro, контейнеров, лесоматериалов за отчетный период перевалили 337 тыс т (-16,5%).