По данным стивидоров Рижского и Вентспилсского портов, европейские северные гавани перегружены угольными грузами из-за низких цен на рынках в результате теплой зимы. Стоимость угля в отсутствие спроса упала с $90 за 1 т до $50. Сейчас в портах Европы в ожидании лучших цен накоплено около 8 млн т угля. Перенасыщение обваливает перевозки.
Как считает источник РЖД-Партнера в LDz, в ближайшее время в связи с патовой ситуацией в Латвии могут повысить железнодорожные тарифы за пользование инфраструктурой. Непопулярный шаг – единственное возможное решение, спасающее предприятие от банкротства.
Министр сообщений Латвии Талис Линкайтс обязал железнодорожную компанию в сжатые сроки разработать новую бизнес-модель управления. Сокращение от 1,5 тыс. до 3 тыс. работников в начале 2020 года уже вошло в план по оптимизации.
В конце прошлого года кризисные явления в Латвии усилили санкции США против мэра Вентспилса Айварса Лембергса и управления портом. Эдакий поворотный момент, точка невозврата. С 9 по 17 декабря, пока действовали запреты США на основании закона Магнитского против ряда лиц и мэра Вентспилса, репутация страны для ряда грузоотправителей стала непривлекательной. Санкции отменили, когда А. Лембергс вышел из правления порта.
Вентспилсский и Рижский порты были переданы в ведение государства, а для управления Вентспилсским портом учреждена компании Ventas osta.
Антирекорд Latvijas dzelzcels
По данным Министерства сообщений Латвии, железнодорожные перевозки в январе 2020-го упали в стране на 52,2%, до 2,01 млн т. По неофициальным данным, в феврале снижение перевозок LDz составит 53%. В марте вираж продолжится и цифры рухнут еще на 50%.
На отрицательную динамику оказывает влияние резкое сокращение поставок российского угля.
За первый месяц года в LDz на долю международных перевозок пришлось 1,89 млн т грузов (-54%), внутренних – 115,8 тыс. т (+33%). Объем импортных грузов составил 259,6 тыс. т (+16,8%), экспортных – 25 тыс. т (+47,9%). Тоннаж транзитных грузов сократился до 1,61 млн т (-57,5%), при этом железнодорожный транзит через порты в январе уменьшился до 1,4 млн т (-57,5%). Сухопутный транзит через территорию Латвии достиг 203,8 тыс. т (-64%).
В компании действительно настали трудные времена. Сейчас важно найти решение и сменить модель управления предприятием. С этой целью планируется заказать исследование за рубежом. И что прямо сейчас может спасти предприятие от банкротства, если основные доходы составляют поступления от объема перевозок, которые, в свою очередь, обвалились? Необходимость оптимизации, пересмотр долгосрочных планов, их корректировка спешно верстается в таких условиях впервые.
«В периоды, когда потоки нефтепродуктов угля и других грузов по железной дороге в латвийские порты был более интенсивным, Latvijas dzelzcels могла работать со значительной прибылью, однако у LDz не было механизмов на месте достаточно гибко и быстро реагировать на изменения ситуации на рынке и значительное снижение объемов грузоперевозок. Вот почему сейчас время трудных и болезненных решений, но я уверен, что совместными усилиями и напряженной работой сумеем разрешить эту ситуацию», – сказал недавно председатель правления ГАО «Latvijas dzelzcels» Марис Клейнбергс.
Тренд во время обвала
Три порта Латвии за первый месяц года перевалили суммарно 4,03 млн т грузов, что почти на треть, или на 28,8%, меньше, чем в январе 2019-го. Зафиксирован мощный отток насыпных грузов (-47%), в частности угля (-74,3%) и минеральных удобрений (-46,2%). Но есть и рост в перевалке зерна и продуктов из него (+5,4%) и древесной щепы (+21,8%). Наливных в общем зачете также стало больше за счет поставок для вентспилсского терминала Ventspils Nafta Terminals (+10,2%).
Несмотря на грядущий провал латвийских транспортников, наметился даже устойчивый тренд постоянного увеличения объема зерновых (+5,4%) и древесных материалов (+21,8%). Цифры невелики, но растут стабильно.
Грузооборот Рижского порта в первом месяце года сократился на 25%, до 2,13 млн т. Это худший результат с 2010-го, когда в столице обработали 2,18 млн т. В течение десятилетия через Ригу в январе в среднем проходили грузы в объеме 2,8–3,5 млн т.
В этом году через терминалы порта отправлено 1,69 млн т грузов против 2,37 млн т в прошлом году, принято 431,8 тыс. т против 468 тыс. т, полученных в прошлом.
Минусовая динамика в Риге отмечена во всех сегментах за исключением обработки зерна – рост на 77,2%, до 193,5 тыс. т, древесной щепы – ее стало больше на 71%, до 154,4 тыс. т, и грузов в контейнерах – увеличение на 2,2%, до 399,7 тыс. т.
Больше всего в порту перевалили насыпных грузов – 1,26 млн т (33,1%), или половину от общего тоннажа. В том числе угля – 389,9 тыс. т (-62,1%), химических удобрений – 121,8 тыс. т (-45,7%). Наливных грузов было 259,3 (-8,5%), а нефтепродуктов – 254,1 тыс. т (-8,6%). Генеральных грузов обработали 606,2 тыс. т (-9,2%).
В Вентспилсском порту в январе тоннаж снизился на 42,8%, до 1,18 млн т, а за январь – февраль просел на 38%, до 2,68 млн т, в связи с падением объемов угля. Его в первом месяце года два терминала обработали 74 тыс. т (-89,5%), в феврале – 120 тыс. т, в марте к отправке готовится всего 50 тыс. т угля. Наливных грузов в Вентспилсе было 807 тыс. т (+12%), генеральных – 209 тыс. т (-6,7%) и насыпных – 169 тыс. т (-85%). В порту обслужено 129 судов, что на 13 судов меньше, чем за тот же период прошлого года.
Грузооборот маленького Лиепайского порта составил 570,4 тыс. т (+0,5%). Плюс обеспечен объемами зерновых (+0,6%, до 248,1 тыс. т), строительных материалов (+110,5%, до 50,1 тыс. т) и нефтепродуктовыми грузами (+152,3%, до 55,5 тыс. т).
Для транспортной сферы Латвии 2020 год станет одним из труднейших, переломным этапом поиска новых векторов, систем управления, выходов на рынки и построения сотрудничества. Провалив планы, каким образом сейчас железнодорожникам и портовикам выстраивать стратегии в краткосрочной и долгосрочной перспективае? Ситуация, в которой ни у одной из сторон нет решений и даже идей.
Сможет ли латвийская дорога за год не уйти в убытки без субсидий государства? И если нет, то каким образом будет построен диалог? Как и у кого искать новые грузы? Стивидоры Латвии, даже не работающие с угольными грузами, с опасением ожидают повышения тарифов на инфраструктуру. Более точная картина латвийских перспектив предположительно начнет вырисовываться в апреле – мае, когда станут видимыми окончательные ограничения и перспективы.