Пока сложно говорить о чем-то большем: на складах просто скопились запасы угля, который было необходимо вывозить. Но продать можно было только на азиатских рынках. А туда в мае смогли отправить далеко не все, что хотели угольщики, из-за порядка ранжирования грузопотоков на Восточном полигоне.
Потери угольщики понесли и на внутреннем рынке: в Центре и на Северо-Западе – снижение потребления более чем на 20% из-за теплой погоды (по той же причине, кстати, снизился и экспорт в страны ЕС). В Сибири другая напасть – паводки. Они воспрепятствовали железнодорожным перевозкам угля. И регионам пришлось замещать угольную генерацию за счет резервов гидроэлектростанций, отметил представитель Минэнерго.
Когда налить цистерны – проблема
Погрузка нефтегрузов – это тот самый фактор, который заметно подпортил динамику погрузки на РЖД. В июне, по данным ИПЕМ, они спикировали вниз на 16,1% к аналогичному периоду 2019 года.
И это притом, что Россия в июне снизила добычу нефти лишь на 0,8%, по данным ЦДУ ТЭК, а российские НПЗ только на 4% сократили выпуск топлива по сравнению с тем же месяцем прошлого года, сообщил директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов.
Конечно, отправки горючего на внутренний рынок сократились из-за остановок НПЗ, но не настолько, насколько упала погрузка нефтегрузов на РЖД. Это указывает: данная номенклатура стала переключаться на другие виды транспорта. Нефтяники сочли, что железнодорожные тарифы для них в нынешней ситуации слишком высокие. Кроме того, у ряда компаний возникли сложности с вывозом внеплановых партий нефтепродуктов. Дополнительный спрос, например, в июне формировался на азиатских площадках. Но до них по железной дороге, как оказалось, не добраться…
В целом, по предварительным данным Минэнерго, потребление бензина в России в июне оказалось на 18% ниже, чем за аналогичный период 2019-го. Спрос на авиакеросин был еще хуже. Подкачали и темные нефтепродукты: теплая погода снизила потребности в топливе для энергетики. Поэтому неудивительно, что погрузку вниз увел прежде всего внутренний рынок.
Скидки как инструмент поддержки погрузки
Следует отметить: в июне в правительство поступило особенно много просьб о скидках на железнодорожные перевозки для поддержания объемов погрузки. Однако политика предоставления последних оказалась достаточно скупой: скидки с компенсацией из бюджета получили в основном отправители зерна, овощей, химии и минудобрений.
Более того, с химией ситуация выглядела не вполне обоснованной. «Господдержку получили производители стиральных порошков, а поставщики мыла – нет. Почему – этого никто так и не объяснил», – сообщила представитель одного таких предприятий в ходе опросов в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», которое проводит журнал РЖД-Партнер.
Таким образом, предприятиям чиновники рекомендовали обращаться за понижающими коэффициентами в ОАО «РЖД» в рамках ценовых коридоров. А они, как известно, увязаны с отправкой дополнительных объемов продукции. Но клиенты не могли грузить больше. Они просто искали способы не грузить меньше.
Тяжкий вес металла
Ожидалось, что поддерживающие скидки от правительства получат металлурги. Ведь в таком случае они могли бы больше отправлять продукции как на внутренний рынок, так и на экспорт. Но они смогли лишь выторговать у ОАО «РЖД» опять-таки понижающие коэффициенты только в рамках тарифного коридора на ряде направлений.
В итоге это не помогло остановить спада погрузки черных металлов на сети. Результат, как в предыдущие месяцы, неутешительный – -13,3%.
На ряде экспортных направлений – административные барьеры. В Азии и Турции – временная пауза в потреблении. А в ЕС готовятся расширить ограничения на ввоз стали, и российские экспортеры уже почувствовали холодок.
Внутри РФ спрос на сталь сейчас близок к прошлогоднему, но на рынок давят запасы, образовавшиеся из-за весеннего спада. «Большинство потребителей настроены осторожно – на фоне слабых инвестиций в реальный сектор экономики», – уточнил представитель металлоторговой компании. В такой ситуации, по его словам, стабилизировать погрузку могло бы существенное снижение тарифа РЖД, которое дополнило бы уже достаточно умеренные ставки на транспортировку черных металлов у операторов.
Внутренний рынок потянул вниз и погрузку железной руды. Не помогла и прибавка по экспорту. Итог – -2,1%. Такое впервые в текущем году: ранее экспорт выводил погрузку руды в положительную зону.
Под влиянием слабого спроса на готовую продукцию и роста цен на сырье увяли и перевозки лома (-23,1%). Спад также коснулся промышленного сырья и формовочных материалов: -6,7% в погрузке, по данным ИПЕМ.
Лес не дотянулся до плюса
Погрузка леса в июне показала неравномерную динамику по регионам. В одних грузили меньше, в других – больше. Например, рост был зафиксирован на Северной железной дороге. По данным ОАО «РЖД», позитив отмечен в Пермском регионе (Свердловская железная дорога) благодаря работе созданных там ранее лесных терминалов на станциях.
Выросла погрузка и в направлении Забайкальска. «Насколько я знаю, РЖД сумели договориться с китайскими коллегами о росте числа пропускаемых поездов через погранпереход Гродеково на две пары в сутки. Это увеличит показатели как экспортных перевозок, так и транзита», – сообщил генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.
И все же в итоге баланс качнулся в другую сторону: на сети в целом погрузка лесоматериалов снизилась почти на 3%.
Почему драйверов негусто?
Положительную динамику в середине лета сохранили немногие номенклатуры. Среди них – зерно (рост, по подсчетам участников рынка, почти в 1,5 раза), минудобрения (+6,1%, по данным ИПЕМ) и стройматериалов (+9%). Первая номенклатура поднялась на фоне предоставления поддерживающих погрузку скидок.
Что касается минудобрений, то, по словам генерального директора «Уралкалия» Дмитрия Осипова, они росли за счет как экспорта, так и расширения внутренних поставок. Это же подтвердили и в РАПУ. Поэтому рост железнодорожной погрузки закономерен. Правда, одновременно увеличились и перевозки минудобрений другими видами транспорта, что указывает на логистические резервы для ОАО «РЖД».
Погрузке стройматериалов способствовали активные перевозки балласта для нужд ОАО «РЖД» и оживление строительства автодорог в ряде регионов. В связи с последним обстоятельством на некоторых дорогах был разработан специальный продукт «Автодора» (создание на станциях щебеночных хабов при участии Минтранса, откуда стройматериалы развозилась различными видами транспорта до потребителей). На ОЖД для вывоза щебня из Ленобласти в Московский регион организовали маршруты. Для удешевления перевозок на сети с апреля до конца июня предоставлялась возможность со скидкой размещать подвижной состав в ожидании погрузки, а операторы для этой же цели предлагали сервисы, предусматривающие попутную загрузку.
Отмечен также рост погрузки контейнеров. По предварительным данным, увеличение ее превышает майскую динамику. Иными словами, составило не менее +17%. Этому способствовала контейнеризация прежде всего пиломатериалов на китайском направлении, а также стали в рулонах. «Металлов в контейнерах заводы могли бы отправлять и больше: подобные сервисы в текущем году особенно востребованы потребителями. Однако такие перевозки сдерживает неразвитость инфраструктуры: для открытия по соответствующему параграфу станции требуется не менее полугода (а то и год), чтобы пройти все инстанции», – отметили в логистической службе одного из крупных меткомбинатов.
В целом, конечно, можно все негативные тренды списать на внешнее воздействие ограничений по противодействию коронавирусной инфекции. Однако, как показывает июньский анализ, на сети есть неиспользованные резервы. Это и принятие гибких тарифных решений, и улучшение технологии работы станций, и совершенствование системы маршрутных отправок, а также расширение практики ведения тяжеловесных поездов.